Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Тишиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Тишина В.О. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Тишина Е.А., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Тишина В.О., обратились в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, пояснив, что она вместе с сыном проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти ... на основании договора найма. Каких-либо других прав на жилые помещения, в том числе прав собственности, она с сыном не имеют. В связи с материальным положением улучшить свои жилищные условия без посторонней помощи не представляется возможным, так как она одна воспитывает сына, поскольку развелась с супругом, который с августа 2006 года не выплачивает алименты на содержание сына. Ее несовершеннолетний сын Тишин Владимир, Дата обезличена года рождения, является инвалидом детства, страдает ... заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. 03 августа 2010 года истица обратилась в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Распоряжением и.о.заместителя мэра г. Тольятти от 12.08.2010 года № 8661-р/4 ее семья была принята на учет на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако истице с сыном до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить жилое помещение на состав семьи два человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья.
Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Веселкова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что сын истца страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых гражданину необходима дополнительная жилая площадь в связи с невозможностью совместного проживания. Семья истцов состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти на улучшение жилищных условий. В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пункт 5 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006 года на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное улучшение жилья в связи с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. В связи с изложенным, полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоят истцы. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцам, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ними. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что несовершеннолетний сын Тишиной ... – Тишин ..., Дата обезличена года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет заболевание, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой МСЭ № 0009550946 от 27.06.2006 года, справкой ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г. Тольятти № 173 от 27.11.2009 года и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений истца явствует, что она вместе с сыном проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти ... на основании договора найма. Каких-либо других прав на жилые помещения, в том числе прав собственности, она с сыном не имеют. В связи с материальным положением улучшить свои жилищные условия без посторонней помощи не представляет возможным, так как она одна воспитывает сына, поскольку развелась с супругом, который с августа 2006 года не выплачивает алименты на содержание сына. Решением суда от Дата обезличена года Тишин ... признан недееспособным и истица распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 24.05.2010 года № 5659-р/3 назначена опекуном Тишина В.О. 03 августа 2010 года истица обратилась в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Распоряжением и.о.заместителя мэра г. Тольятти от 12.08.2010 года № 8661-р/4 ее семья была принята на учет на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако истице с сыном до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Указанные объяснения истца подтверждаются:
O выпиской из поквартирной карточки, из которой следует, что Тишина Е.А. и Тишин В.О. зарегистрированы в общежитии по адресу г. Тольятти ...;
O свидетельством о расторжении брака между ФИО8. и Тишиной Е.А.;
O справкой ОСП Автозаводского района г. Тольятти, согласно которой ФИО9 имеет задолженность по уплате алиментов на содержание сына Тишина ... 10.06.1995 года рождения, в пользу Тишиной Е.А. с августа 2006 года;
O решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от Дата обезличена года о признании Тишина В.О., Дата обезличена года рождения, недееспособным;
O распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 24.05.2010 года № 5659-р/3 об установлении опеки над несовершеннолетним Тишиным В.О., Дата обезличена года рождения, опекуном назначена Тишина ...;
O заявлением Тишиной Е.А. о принятии на учет для предоставления жилого помещения;
O распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти № 8661-р/4 от 12.08.2010 года, которым на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Тишина Е.А. с составом семьи 2 человека (сын Тишин В.О., Дата обезличена года рождения, ребенок инвалид с заболеванием, входящим в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, входящим в Перечень заболеваний дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817) принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец Тишина Е.А. с составом семьи 2 человека состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как имеющая ребенка-инвалида, имеющего заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
То есть семья Тишиных признана нуждающейся в жилом помещении и за ними признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истцов представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истица в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, как воспитывающая ребенка-инвалида, имеющего заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах очередности по каждой из категорий, в том числе и среди граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истцов на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
Истцы в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истцов жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истцов жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Тишиной ... жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: