Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Марковой Н.В.
при секретаре Тормозовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4843/10 г. по иску Туманова ФИО4 к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить жилое помещение Туманову А.Г. на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством РФ, на момент предоставления жилого помещения. Указал на то, что он находится на службе в УВД по Центральному району городского округа Тольятти, где состоит на особом учете, в ОВД с 07.07.2009 года, в службе УУМ с 08.12.2009 года по настоящее время. В настоящее время истец проживает и зарегистрирован по адресу: г. Тольятти, проезд Пожарского, .... Собственного жилья Туманов А.Г. не имеет, его доход не позволяет приобрести жилое помещение. Распоряжением и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти Номер обезличен от 17.08.2010 года Туманов А.Г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в отделе по учету и распределению жилой площади Центрального района г.о. Тольятти, как участковый уполномоченный милиции, с составом семьи 1 человек.
В судебное заседание Туманов А.Г. исковые требования поддержал, просил обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить ему жилое помещение на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры в соответствии с нормами, установленным жилищным законодательством РФ, на момент предоставления жилого помещения.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Вадченко А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что Мэрия г. Тольятти является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Финансирование службы участковых уполномоченных, как подразделения милиции, осуществляется за счет средств субъекта федерации. Кроме того, милиция входит в предмет исключительного ведения РФ. Полагает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Правительство Самарской области, как на орган исполнительной власти, осуществляющий финансирование службы участковых инспекторов.
Проверив материалы дела, учитывая мнения сторон участвующих в деле, суд считает, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ….. ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ….. иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституции РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъектов РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что Туманов А.Г. с 08.12.2009 года по настоящее время состоит на службе в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции УВД по Центральному району городского округа Тольятти, в ОВД с 07.07.2009 года, что подтверждается приказом УВД по городскому округу Тольятти Самарской области от 08.12.2009 года Номер обезличен, приказом УВД по Центральному району г.о. Тольятти Номер обезличен от 07.2010 года «О закреплении участковых уполномоченных милиции ОУУМ УВД по Центральному району городского округа Тольятти за административными участковыми», схемой закрепления участковых уполномоченных милиции, справкой УВД по Центральному району г.о. Тольятти, согласно которой Туманов А.Г. находится на службе в УВД по Центральному району городского округа Тольятти, где состоит на особом учете.
Из объяснений Туманова А.Г. следует, что он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в отделе по учету и распределению жилой площади Центрального района г.о. Тольятти, как участковый уполномоченный милиции, с составом семьи 1 человек, на основании приказа УВД по городскому округу Тольятти Самарской области Номер обезличен от 08.12.2009 года. В соответствии с Законом РФ «О милиции» истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного. До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, следовательно, не реализовано право истца на получение жилья.
Указанные объяснения подтверждаются:
O Извещением, согласно которому решением заместителя Мэра городского округа Тольятти Номер обезличен от 17.08.2010 года Туманов А.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 1 человек.
O Справкой МП «Инвентаризатор» от 27.07.2010 года, из которой видно, что Туманов А.Г. в реестре собственников не значится, правом приватизации в г.Тольятти не пользовался;
O Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22.07.2010 года 09/062/2010-694 на праве собственности Туманову А.Г. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, район малоэтажной застройки «Тимофеевка-2», участок Номер обезличен;
O Согласно выписке из поквартирной карточки от 20.07.2010 года Туманов А.Г. по адресу: г.о. Тольятти, проезд Пожарского, ..., зарегистрирован с 08.11.2000 года по настоящее время. По указанному адресу зарегистрированы 5 человек. Жилое помещение состоит из комнат в однокомнатной квартире, жилой площадью 28,3 кв.м., общей площадью 58,3 кв.м.
Туманов А.Г. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, с составом семьи 1 человек.
Согласно постановлению мэра г. Тольятти № 141-1/П от 05.10.2005г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории городского округа Тольятти» на территории городского округа Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: - для одиноких граждан - 30,0 кв.м. общей площади; - для семей из двух человек - 36,0 кв.м. общей площади; - для семей из трех и более человек - по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Таким образом, истец составом семьи один человек по установленной на территории г.Тольятти норме должен быть обеспечен общей жилой площадью – 30,0 кв.м.
При таких обстоятельствах суд считает, что жилищные условия истца не соответствуют установленным законодательствам нормам, и Туманов А.Г. нуждается в жилой площади.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным УВД по Центральному району городского округа Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.
Доводы представителя ответчика о том, что Мэрия г.Тольятти не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о порядке управления муниципальной собственностью г.Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003г., управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют Мэрия г.Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям Мэрии г.Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, Мэрия г.Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилищным фондом на территории г.Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г.Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой, относится к компетенции Мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца и его семьи жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя Мэрии городского округа Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставить жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств.
Доводы представителя Мэрии о том, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу Закона РФ «О милиции», п.2.4 Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, ст. 41 Устава г. Тольятти, обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию городского округа Тольятти.
Поскольку истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик не оспаривает право истца на получение жилья, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
При этом обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной законодательством норме предоставления жилья, действующей на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить иск Туманова ФИО5.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Туманову ФИО6 жилое помещение на состав семьи один человек (Туманова ФИО7) по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.10.09.2010 года.
Председательствующий: