РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года Центральный районный суд г.Тольятти, Самарской области в составе:
председательствующего Волковой М.В.,
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Шуваловой Л.А. к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шувалова Л.А. обратилась в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности на жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца Князева Е.А., действующая по доверенности, поддержала исковые требования и пояснила, что постановлением Номер обезличен Администрации Комсомольского района г.Тольятти ФИО14, матери истицы, была распределена служебная жилая площадь по адресу: г.Тольятти ..., общей площадью 23,4 кв.м, жилой площадью 16 кв.м, на состав семьи из 3 человека. ФИО15 умерла Дата обезличена года. Истице на момент смерти матери было четыре года. Постановлением администрации Центрального района г.Тольятти Дата обезличена года за несовершеннолетней Шуваловой Л.А. было сохранено право на жилье по адресу г.Тольятти .... В указанной квартире были зарегистрированы истица и ее брат – Шувалов В.М., который в настоящее время дал нотариальное согласие на приватизацию квартиры без его участия, то есть отказался от приватизации в пользу истицы. Истица обратилась в МП «Инвентаризатор», а также в мэрию г.о.Тольятти по вопросу приватизации вышеуказанной квартиры, однако получила отказ на основании распоряжения заместителя мэра №6673-р/4 от 17.06.2010 г. Занимаемая истицей квартира не относится к категории жилых помещений не подлежащих приватизации, считает отказ ответчика в приватизации указанной квартиры неправомерным, нарушающим права истицы. Просит признать за Шуваловой Л.А. право собственности в порядке приватизации на квартиру ... г.Тольятти.
Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти Гладкова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по адресу г.Тольятти ... является служебным.
Третье лицо – Шувалов В.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований Шуваловой Л.А. не возражает.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Судом установлено, что матери истицы ФИО17 было предоставлено для проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Тольятти, ..., что ответчиком не оспаривается и подтверждается архивной выпиской. Из выписки видно, что постановлением Номер обезличен администрации Комсомольского района г.Тольятти служебная жилая площадь – ... г.Тольятти распределена ФИО18 на состав семьи из трех человек.
Постановлением Номер обезличен администрации Центрального района г.Тольятти за несовершеннолетней Шуваловой ... над которой учреждена опека в связи со смертью матери, сохранено право на жилье по адресу г.Тольятти ..., в котором она ранее проживала.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что по адресу: г.Тольятти, ... Шувалова Л.А. зарегистрирована с 04.01.1994 г. Ранее, также согласно выписки из поквартирной карточки, Шувалова Л.А. была зарегистрирована в г.Тольятти по адресу г.Тольятти ... с 01.06.1990 г. по 03.09.1993 г.
Шувалов В.М. дал согласие на приватизацию жилого помещения без его участия.
Справкой МП «Инвентаризатор», сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области подтверждается, что истец право на приватизацию в г.Тольятти не использовала.
Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.03 Указом Президента РФ от 26.03.03 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания по адресу: г. Тольятти, ... чем нарушены вышеуказанные положения закона.
Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Спорное жилое помещение до разграничения государственной собственности в 1991 году являлось государственной собственностью, находилось на балансе «Водоканала», в уставный капитал при приватизации не включалось и в дальнейшем передано в муниципальную собственность, следовательно, данный дом и находящиеся в нем жилые помещения являлись государственной собственностью, поскольку приватизация стало возможным только с 1991 года.
Таким образом, спорное жилое помещение находилось в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, передано в муниципальную собственность, соответственно к отношениям по пользованию им применяются нормы о договоре социального найма, начиная с 23 января 2005 года, то есть с момента принятия Закона «О ведении в действие ЖК РФ».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещение, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку судом установлено, что ранее истица правом на приватизацию жилого помещения не воспользовалась, законных оснований для отказа ей в праве на приобретение занимаемого жилого помещения не имеется. Поэтому ее требование о признании права собственности на комнату ... г.Тольятти являются обоснованными.
Законных оснований для отказа истице в праве на приобретение ею занимаемого жилого помещения в собственность не имеется.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истица имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ... и за ней должно быть признано право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шуваловой ... удовлетворить.
Признать за Шуваловой ..., право собственности на комнату ..., г.Тольятти, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти, в течение десяти дней.
Председательствующий М.В.Волкова