о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2010 года Центральный районный суд г.Тольятти, Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.,

при секретаре Островской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Шарай А.Н. к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Шарай А.Н. обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о признании права собственности на жилое помещение.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования и пояснил, что 26 ноября 1988 года по ордеру №103 серии 0088 ему предоставлена однокомнатная, служебная квартира расположенная по адресу: г.Тольятти, ... на состав семьи из 3 человека. В настоящее время, в квартире зарегистрированы и проживают истец – квартиросъемщик, Шарай А.А. – сын. Указанное жилое помещение было предоставлено истцу в связи с работой на «Водоканале г.Тольятти», в период с 30.06.1988 г. по 01.11.1990г. С указанного времени, истец постоянно проживает в спорном жилом помещении. Бывшая супруга - ФИО16., а также сын нанимателя Шарай А.А. от приватизации отказались, что подтверждается имеющимися в материалах дела нотариально заверенными согласиями. Право на приватизацию не использовал, другого жилья нет. Истец обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти №10359-р/4 от 16.11.2009 года в приватизации спорного жилого помещения было отказан, в связи с отсутствием оснований (отработал в организации, выделивший квартиру менее 10 лет). Считает действия мэрии незаконными, так как в законодательстве РФ не предусмотрено такого основания для отказа в приватизации. Также считает, что в соответствии со ст.7 ЖК РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» он проживает в жилом помещении на основании договора социального найма и поэтому имеет право на приватизацию жилого помещения.

Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала в связи с тем, что на момент выдачи ордера действовал ЖФ РСФСР в соответствии с которым гражданин получивший ордер на занятие служебного жилого помещения должен проработать на предприятии более 10 лет. Поле чего, гражданин имел право претендовать на получение квартиры в собственность. Из представленных документов видно и истец не оспаривает, что он проработал на предприятии МУП «Водоканал» всего три года, в период с июня 1988 года по ноября 1990 г.

В судебном заседании третье лицо – Шарай А.А. поддержал исковые требования Шарай А.Н.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «Производственное объединение коммунального хозяйства г.Тольятти, Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дней слушания дела извещен надлежащем образом, в материалах дела имеется заявление из которого видно, что решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2000г. МУП «Водоканал» года признано банкротом. 29.06.2006 года конкурсное производство по делу было завершено, 03.03.2000г. создано МУП «ПО КХ г.Тольятти», о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Одним из структурных подразделений МУП «ПО КХ г.Тольятти», является производственный комплекс «Водоканал». МУП «ПО КХ г.Тольятти» не является правопреемником МУП «Водоканал», какими-либо сведениями, имеющими отношение к возникшему спору о признании права собственности на жилое помещение, не располагает. В заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Судом установлено, что истцу была предоставлена для проживания служебная квартира, расположенная по адресу: г.Тольятти, ..., что ответчиком не оспаривается и подтверждается ордером.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что по адресу: г.Тольятти, ... Шарай А.Н. зарегистрирован с 11.01.1989г.

ФИО18 и Шарай А.А. дали согласие на приватизацию жилого помещения без их участия.

Справкой МП «Инвентаризатор», сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области подтверждается, что истец право на приватизацию в г.Тольятти не использовал.

Из выписки реестра муниципальной собственности г.о. Тольятти видно, что квартира ... передана в муниципальную собственность, на основании Постановления главы адм. Самарской области.

Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.03 Указом Президента РФ от 26.03.03 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: г. Тольятти, ул. Победы,13, чем нарушены вышеуказанные положения закона.

Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Россий­ской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая преду­сматривает право каждого гражданина, занимаю­щего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на привати­зацию данных помещений, не допускалось вклю­чение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируе­мого имущества государственных и муниципаль­ных предприятий. Эти объекты подлежали пере­даче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав прива­тизируемого имущества государственного и му­ниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и про­живавших в данных жилых помещениях до при­ватизации, в том числе и на право бесплатной пе­редачи жилья в собственность граждан на осно­вании ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Спорное жилое помещение до разграничения государственной собственности в 1991 году являлось государственной собственностью, находилось на балансе «Водоканала», в уставный капитал при приватизации не включалось и в дальнейшем передано в муниципальную собственность, следовательно, данный дом и находящиеся в нем жилые помещения являлись государственной собственностью, поскольку приватизация стало возможным только с 1991 года.

Таким образом, спорное жилое помещение находилось в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, передано в муниципальную собственность, соответственно к отношениям по пользованию им применяются нормы о договоре социального найма, начиная с 23 января 2005 года, то есть с момента принятия Закона «О ведении в действие ЖК РФ».

В соответствии со ст. 7 Федерально­го закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введе­нии в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилы­ми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или му­ниципальным предприятиям либо государствен­ным или муниципальным учреждениям и исполь­зовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, приме­няются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещение, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истец проживает в спорном жилом помещении с 1998 года и его право на проживание в этой квартире не оспаривается.

Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помеще­ние в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку судом установлено, что ранее истец правом на приватизацию жилого помещения не воспользовался, законных оснований для отказа ему в праве на приобретение занимаемого жилого помещения не имеется. Поэтому его требование о признании права собственности на кв. ... г.Тольятти являются обоснованными.

В связи с чем, законных оснований для отказа истцу в праве на приобретение им занимаемого жилого помещения в собственность не имеется.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истец имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ... и за ним должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шарай А.Н. удовлетворить.

Признать за Шарай ..., право собственности на квартиру ... г.Тольятти, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти, в течение 10 дней.

Председательствующий /подпись/

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья М.В. Волкова

Секретарь О.В. Островская