Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3355/2010 по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Дмитриева М.Г. к Мэрии городского округа Тольятти, Правительству Самарской области о предоставлении жилого помещения, обязании выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действуя в интересах Дмитриева М.Г., обратился в суд с указанным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дмитриеву М.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства, просит также обязать Правительство Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Разумова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Дмитриев М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Аленина Т.И. и его отец Дмитриев Г.М. отказались от родительских прав. Распоряжением Администрации Автозаводского района г. Тольятти Аленина О.И. была назначена попечителем ребенка. Решением Автозаводского районного суда от 28.04.2005 года был установлен факт оставления без родительского попечения Дмитриева М.Г. После совершеннолетия Дмитриева М.Г. попечительство было прекращено.
Закрепленного жилья Дмитриев М.Г. не имеет. В настоящее время он работает в ОАО «АВТОВАЗ» в должности слесаря-ремонтника, проживает в общежитии по адресу: г. Тольятти, <адрес> Дмитриев М.Г. нигде не обучается.
На основании постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Дмитриев М.Г. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий с составом семьи 1 человек. До настоящего времени жильем Дмитриев М.Г. не обеспечен.
Истец Дмитриев М.Г. заявленные исковые требования поддержал по основания, указанным прокурором.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Курылева Т.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Мэрия г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком, поскольку мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Дмитриев М.Г. на основании постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № принят на учет составом семьи 1 человек. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении Дмитриеву М.Г. жилого помещения вне очереди, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права лиц, обратившихся за внеочередным предоставлением жилого помещения ранее Дмитриева М.Г. Считает, что истец должен претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности. Просит в иске отказать.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- детям сиротам и детям, оставшимся без печения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, Дмитриев М.Г. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей-сирот, так как его мать Аленина Т.И. и его отец Дмитриев Г.М. отказались от родительских прав. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Автозаводского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно выписки из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов» Дмитриев М.Г. с составом семьи один человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок - сирота.
Из объяснений помощника прокурора и Дмитриева М.Г. явствует, что закрепленного жилья Дмитриев М.Г. не имеет. На основании постановления мэра г.о. Тольятти Дмитриев М.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жильем Дмитриев М.Г. не обеспечен. Зарегистрирован по месту жительства в общежитии, где ему предоставлено 1 койко-место.
Указанные объяснения подтверждаются:
- Паспортными данными Дмитриева М.Г. (л.д. 6 );
- Выпиской из постановления мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16 );
- Справкой ОАО «АВТОВАЗ» и договором пользования жилым помещением, из которых следует, что Дмитриеву М.Г. как работнику ОАО «АВТОВАЗ» предоставлено общежитие (л.д. 9,10 );
- Сообщением МП «Инвентаризатор», в том, что Дмитриев М.Г. в реестре собственников не значится;
- Сообщением УФРС по Самарской области, об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав Дмитриева М.Г. на объекты недвижимого имущества.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Дмитриев М.Г. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.
Представитель ответчика также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.
Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти оспаривается, что обязанность по обеспечению Дмитриева М.Г. жилым помещением лежит на Мэрии г.о. Тольятти, поскольку Мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Дмитриева М.. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Дмитриева М.Г. должна быть возложена на Мэрию г.о. Тольятти.
Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам, исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Дмитриев М.Г. в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.
Истцом также заявлены требования об обязании Правительства Самарской области выделить денежные средства в необходимом объеме на приобретении жилого помещения Дмитриеву М.Г.
Однако данные требования суд считает необоснованными, и не подлежащими удовлетворению, так как выделение средств из областного бюджета производится на основании соответствующего закона Самарской области на текущий год и плановый период принятого в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений. Дмитриев М.Г. не обладает правом требования к Правительству Самарской области о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно такие требования не могут быть заявлены прокурором в его интересах в силу ст. 3 ГПК РФ. Дмитриев М.Г. обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди, которое реализуется путем обязании Мэрии г.о. Тольятти предоставить ему такое жилое помещение.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить Дмитриева М.Г. жилым помещением в гор. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Дмитриеву М.Г. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.08.2010 г.
Председательствующий: