РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации20 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Щукиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3203/2010 по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.о. Тольятти об устранении нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти обратился в суд с исковым заявлением, из которого следует, что проведенной прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проверкой соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участок дороги на <адрес> от путепровода по <адрес> до производственной площадки ОАО «Тольяттиазот» находится в состоянии, не соответствующем требованиям технических регламентов и создающем угрозу безопасности участникам дорожного движения.
Актом от 09.04.2010 года специальной проверки эксплуатационного состояния автодороги на <адрес> на участке от путепровода по <адрес> до <адрес> ОАО «Тольяттиазот» выявлены следующие недостатки:
- развязка ул. <адрес>: отсутствуют концевые элементы ограждения;
- <адрес>: отсутствуют заездные карманы, пешеходные дорожки, посадочные площадки, павильоны;
- опоры №: частично разрушено бетонное ограждение;
- опора №: разрушено парапетное бетонное ограждение;
- опора №: неудовлетворительное состояние обочины (завышена/занижена);
- опора №: отсутствует пешеходная дорожка;
- развязка <адрес>: разрушено пешеходное ограждение, высота бетонного парапетного ограждения не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85, отсутствуют технические средства организации дорожного движения, разрушено бетонное ограждение на съездах, на правостороннем съезде ямы, выбоины превышающие требования ГОСТ 50597-93;
- развязка в районе очистных сооружений: разрушено парапетное бетонное ограждения, отсутствуют технические средства организации дорожного движения;
- на подъезде <адрес> имеется повреждение асфальтового покрытия, выбоины, превышающие допустимый размер ГОСТ Р 50593-93;
- на всем протяжении автодороги: отсутствуют технические средства организации дорожного движения, существующие дорожные знаки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-04, Р 52290-04.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Основным критерием отнесения автомобильной дороги к тому или иному уровню собственности является включение или не включение ее в соответствующий федеральный или региональный перечень: к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в тот или иной перечень является основанием для ее закрепления за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве. Следовательно, к собственности городского округа относятся дороги, если данные автодороги не являются федеральной, региональной, межмуниципальной собственностью (т.е. не включены в соответствующие перечни автомобильных дорог), а также частными автомобильными дорогами.
Перечень автомобильных дорог, относящихся к федеральной собственности, в настоящее время определяется в соответствии с действующим Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР». Спорный участок автодороги в данном перечне отсутствует.
Перечень автомобильных дорог, являющихся региональной и межмуниципальной собственностью, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 года № 106. Спорный участок в данном перечне отсутствует.
ОАО «Тольяттиазот» в регистрации права собственности на участок автодороги на <адрес> от путепровода на <адрес> до <адрес> отказано в связи с имеющимся решением комитета по управлению имуществом Самарской области «О внесении изменений в состав выкупаемого имущества АО «Тольяттиазот» № 195 от 12.05.1997 года, в соответствии с которым данная автодорога была исключена из состава имущества, приватизируемого ОАО «Тольяттиазот».
В настоящее время отсутствуют нормативные акты, разграничивающие полномочия г.о. Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти и какой-либо стороной- хозяйствующим субъектом в вопросах собственности, содержания, пользования спорным участком автодороги.
В соответствии с Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 04.06.2009 года № 1929-п/1, утвердившим Программу модернизации и развития автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти на 2009-2015 годы, в п. 5 указанной программы, именуемый «Ремонт дорог местного значения» включена автодорога на <адрес>.
В соответствии с Постановлением от 12.04.1994 года № 609 администрации г. Тольятти «О разграничении полномочий городской администрации и районных в городе администраций в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и санитарной очистки» границы эксплуатации дорог города определяются в соответствии с разграничением их на магистрали городского значения (приложение № 1), улицы и дороги районных значений (приложение № 2). Согласно Приложению № 1 в перечень магистралей городского значения, включая путепроводы, кольцевые развязки, заездные карманы, по <адрес> входит под п. 13 дорога на <адрес>.
Решением Комитета по управлению имуществом Самарской области от 12.05.1997 года № 195 «О внесении изменений в состав выкупаемого имущества в составе АО «Тольяттиазот» автодорога общего пользования от <адрес> с двумя путепроводами передана в муниципальную собственность г. Тольятти.
Вышеизложенное позволяет отнести спорный участок автодороги на <адрес> от <адрес> до <адрес> к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы дородной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 данного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Однако, как установлено в ходе проверки, дорожная деятельность в отношении указанного участка автомобильной дороги уполномоченным органом местного самоуправления- Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти не осуществляется.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно ч.2 ст. 12 указанного закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что лицом, обязанным содержать дорогу <адрес> в надлежащем состоянии является мэрия г.о. Тольятти.
Учитывая вышеизложенное, истец просит обязать мэрию г.о. Тольятти в срок не позднее 01.12.2011 года устранить нарушения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» путем понуждения к исполнению полномочий собственника в отношении участка автомобильной дороги на <адрес> от путепровода по <адрес> до <адрес>
- обеспечить заездными карманами, посадочными площадками, павильонами, пешеходными дорожками, дорожными знаками «Уступи дорогу», «Пешеходный переход» остановки общественного транспорта «<данные изъяты>;
- восстановить разрушенное парапетное ограждение опор №;
-восстановить разрушенное парапетное бетонное ограждение опоры №;
- восстановить пешеходное ограждение, восстановить высоту бетонного парапетного ограждения по требованиям СНиП 2.05.02-85, восстановить бетонное ограждение на съездах развязки <адрес>- <адрес>;
-восстановить парапетное бетонное ограждение, технические средства организации дорожного движения развязки в районе очистных сооружений;
- восстановить асфальтовое покрытие на подъезде к железнодорожному переезду ОАО «Тольяттиазот» согласно ГОСТ Р 50593-93;
- обеспечить участок автодороги от путепровода по <адрес> до <адрес> дорожными знаками, соответствующими требованиям ГОСТ Р 52289-04, Р 52290-04.
В судебном заседании представитель истца Тюнина Т.Н. заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Стрельникова Е.Б., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, пояснив, что мэрия г.о. Тольятти в настоящее время не является собственником спорной автодороги, поскольку данная автодорога не была передана в муниципальную собственность в установленном порядке. Ране такой порядок регулировался Решением Тольяттинской городской Думы от 05.06.1996 года № 243а «Об утверждении положения о порядке передачи объектов (имущества) в муниципальную собственность», Решением Тольяттинской городской Думы от 18.10.2000 года № 56 «О положении о порядке приема объектов (имущества) муниципальной собственности в государственную собственность Самарской области». В настоящее время действует Решение Тольяттинской городской Думы от 07.06.2006 года № 452 «О положении о порядке приема объектов (имущества в муниципальную собственность г.о. Тольятти и передачи объектов (имущества) муниципальной собственности г.о. Тольятти. Дорога не была включена в реестр муниципальной собственности. У мэрии г.о. Тольятти отсутствует технический паспорт дороги, нет сведений о е инфраструктуре. Поскольку дорога до настоящего времени надлежащим образом не передана муниципалитету, то в расходные обязательства бюджета не включены расходы по ее содержанию.
Кроме того, представитель ответчика пояснила, что для решения вопроса об устранении выявленных недостатков дороги требуется время, поскольку для выполнения необходимых работ, должны заключаться муниципальные контракты, которые заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных средств на текущий год.
Финансирование на проектирование и выполнение капитального ремонта автодороги <адрес> в бюджете 2010 года не предусматривалось, так как мэрия г.о. Тольятти добросовестно полагала, что собственником дороги является ОАО «ТоАЗ». Обратное было установлено лишь решением Комсомольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На рассмотрение вопроса о выделении финансирования, ремонте дороги, подготовки соответствующей документации, размещения заказа на проведение открытого конкурса для заключения муниципального контракта, разработки проекта и проведение его госэкспертизы требуется время. Представитель ответчика полагает, что начало работ возможно не ранее 10.07.2011 года со сроком завершения до 15.11.2011 года.
Представитель третьего лица- ОАО «Тольяттиазот» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог, относящихся к федеральной собственности, в настоящее время определяется в соответствии с действующим Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 года № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР». Спорный участок автодороги в данном перечне отсутствует.
Перечень автомобильных дорог, являющихся региональной и межмуниципальной собственностью, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 года № 106. Спорный участок в данном перечне отсутствует.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Учитывая, что решением Комитета по управлению имуществом Самарской области от 12.05.1997 года № 195 «О внесении изменений в состав выкупаемого имущества в составе АО «Тольяттиазот» автодорога общего пользования от <адрес> до <адрес> с двумя путепроводами передана в муниципальную собственность г. Тольятти, а также то обстоятельство, что спорная автодорога не входит в перечень дорог федерального, регионального, межмуниципального значения, суд приходит к выводу, что спорная автодорога является муниципальной собственностью.
Согласно решения Тольяттинской городской Думы от 04.02.1998 года № 221 спорная дорога носит наименование – автодорога, идущая на ОАО «Тольяттиазот»- <адрес>.
Согласно письма Управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти указанная дорога имеет начальную точку – <адрес> и заканчивается на площадке ОАО «Тольяттиазот».
Судом установлено, что актом специальной проверки эксплуатации состояния автодороги <адрес> на участке от <адрес> до ОАО «Тольяттиазот» от 09.04.2010 года выявлены следующие недостатки:
- развязка ул. <адрес>: отсутствуют концевые элементы на ограждении;
- <данные изъяты>: отсутствуют заездные карманы, пешеходные дорожки, посадочные площадки, павильоны; ООТ «Тольяттиазот»: отсутствует посадочная площадка и павильон; <данные изъяты>: отсутствует заездной карман;
- опоры №: частично разрушено бетонное ограждение;
- опора №: разрушено парапетное бетонное ограждение;
- опора №: неудовлетворительное состояние обочины (завышена/занижена);
- опора №: отсутствует пешеходная дорожка;
- развязка <адрес>- <адрес>: разрушено пешеходное ограждение, высота бетонного парапетного ограждения не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85, отсутствуют технические средства организации дорожного движения, разрушено бетонное ограждение на съездах, на правостороннем съезде ямы, выбоины превышающие требования ГОСТ 50597-93;
- развязка в районе очистных сооружений: разрушено парапетное бетонное ограждения, отсутствуют технические средства организации дорожного движения;
- на подъезде к железнодорожному переезду ОАО «ТоАЗ» имеется повреждение асфальтового покрытия, выбоины, превышающие допустимый размер ГОСТ Р 50593-93;
- на всем протяжении автодороги: отсутствуют технические средства организации дорожного движения, существующие дорожные знаки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-04, Р 52290-04.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания не возражал по поводу наличия и характера выявленных нарушений на автодороге.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку мэрия г.о. Тольятти как орган местного самоуправления, несет обязанность по содержания автодороги общего пользования, переданной в муниципальную собственность. В связи чем на мэрию г.о. Тольятти могут быть возложены обязанности по устранению вышеперечисленных, выявленных недостатков по акту от 09.04.2010 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти в срок не позднее 01.12.2001 года устранить нарушения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» в отношении автомобильной дороги - автодорога, идущая на <адрес> путем выполнения следующих работ:
- обеспечить заездными карманами, посадочными площадками, павильонами, пешеходными дорожками, дорожными знаками «Уступи дорогу», «Пешеходный переход» остановки общественного транспорта <данные изъяты>. <данные изъяты>; обеспечить посадочной площадкой, павильоном дорожными знаками «Уступи дорогу», «Пешеходный переход» <данные изъяты>, обеспечить заездным карманом, дорожными знаками «Уступи дорогу», «Пешеходный переход» остановку общественного транспорта «<данные изъяты>;
- восстановить разрушенное парапетное ограждение опор №;
-восстановить разрушенное парапетное бетонное ограждение опоры №;
- восстановить пешеходное ограждение, восстановить высоту бетонного парапетного ограждения по требованиям СНиП 2.05.02-85, восстановить бетонное ограждение на съездах развязки <адрес>- <адрес>;
-восстановить парапетное бетонное ограждение, технические средства организации дорожного движения развязки в районе очистных сооружений;
- восстановить асфальтовое покрытие на подъезде к железнодорожному переезду ОАО «Тольяттиазот» согласно ГОСТ Р 50593-93;
- обеспечить участок автодороги от путепровода по <адрес> до <адрес> дорожными знаками, соответствующими требованиям ГОСТ Р 52289-04, Р 52290-04.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 26.07.2010 года.
Председательствующий