о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 октября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Юрловой Р.К. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Юрловой Р.К. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Фанина О.М. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Юрлова Р.К. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 решением Центрального райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ, указанным решением Юрлова Р.К также признана оставшейся без попечения родителей. Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1698 от 22.06.1999 года Юрловой Р.К. был назначен опекун ФИО3, которая являлась ее тетей. В период с 1999 года по 2003 год Юрлова Р.К. обучалась МОУ СОШ № 29 г. Тольятти, с 2003 года по 2007 год – в ГОУ СПО «Тольяттинский социально-педагогический колледж». Закрепленного жилья Юрлова Р.К. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № 2313-1/п от 07.04.2006 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Юрлова Р.К. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Юрловой Р.К. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.

Юрлова Р.К. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Юрлова Р.К. на основании постановления мэра г. Тольятти от 07.04.2006 года № 2313-1/п с 28.03.2006 года принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставления жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Юрлова <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 признана безвестно отсутствующей, что подтверждается свидетельством о рождении Юрловой Р.К., решением Центрального райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений пом. прокурора и Юрловой Р.К. явствует, что Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1698 от 22.06.1999 года Юрловой Р.К. был назначен опекун ФИО3, которая являлась ее тетей. В период с 1999 года по 2003 год Юрлова Р.К. обучалась МОУ СОШ № 29 г. Тольятти, с 2003 года по 2007 год – в ГОУ СПО «Тольяттинский социально-педагогический колледж». Закрепленного жилья Юрлова Р.К. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № 2313-1/п от 07.04.2006 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Юрлова Р.К. жильем не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

O Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1698 от 22.06.1999 года об утверждении опеки над несовершеннолетней Юрловой Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которого следует, что опекуном несовершеннолетней назначена ФИО3;

O Выпиской из поквартирной карточки и свидетельствами о регистрации по месту пребывания, из которых следует, что ФИО1 в период с 03.03.2006 года по 03.06.2006 года была зарегистрирована по адресу <адрес>59, в период с 29.01.2008 года по 28.01.2009 года по адресу <адрес>217;

O Справкой МОУ СОШ № 29, из которой следует, что Юрлова Р.К. обучалась в данном образовательном учреждении с 1999 года по 2003 год;

O Справками Тольяттинского социально-педагогического колледжа, из которых следует, что Юрлова Р.К. до 2007 года обучалась в данном учебном учреждении;

O Заявлением Юрловой Р.К. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 28.03.2006 года;

O Выпиской из постановления мэра г. Тольятти от 07.04.2006 года № 2313-1/П, из которой следует, что Юрлова Р.К. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (сирота) составом семьи 1 человек;

O Справками МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которых следует, что Юрлова Р.К. право приватизации в г. Тольятти не использовала, в реестре собственников не значится;

O Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Юрлова Р.К. в числе собственников в г. Тольятти не значиться.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Юрлова Р.К. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть Юрлова Р.К. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Юрлова Р.К. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Юрловой Р.К. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций, в связи с чем, считают, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Юрловой Р.К. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Юрловой Р.К. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Постановлением мэра г. Тольятти от 07.04.2006 года № 2313-1/П Юрлова Р.К. как сирота принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 1 человек. То есть, Юрлова Р.К. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Юрлову Р.К. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Юрловой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>