о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 октября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах Сараевой М.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах Сараевой М.В. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Фанина О.М. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Сараева М.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а ее отец ФИО3 решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении дочери. Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти № 1018/4 от 12.04.1996 года Сараевой М.В. был назначен опекун ФИО8, которая являлась ее сестрой. Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 2462 от 28.10.1996 года Сараева М.В. была помещена под опеку тети ФИО4 Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1342 от 21.04.2000 года над Сараевой М.В. было установлено попечительство, попечителем была назначена ее сестра ФИО5 В период с 1991 года по 1992 год Сараева М.В. обучалась в Большемалышевской основной общеобразовательной школе Кинельского района Самарской области, с 1993 года по 1994 года – в МОУ СОШ № 28 г. Тольятти, с 1994 года по 1996 год – в МОУ СОШ № 82 г. Тольятти, с 1996 года по 2000 год – в МОУ СОШ № 24 г. Тольятти, где закончила 9 классов. Закрепленного жилья Сараева М.В. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № 3591-4/р от 11.06.2008 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, с составом семьи три человека. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Сараева М.В. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Сараевой М.В. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи три человека.

Сараева М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи три человека.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Сараева М.В. на основании постановления главы администрации Центрального района г. Тольятти от 17.10.2005 года № 1988 с 21.09.2005 года принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма как воспитанница детского дома и одинокая мама с составом семьи два человека. Постановлением мэра г. Тольятти от 11.06.2008 года № 3591-4/р в связи с изменением состава семьи Сараева М.В. стала считаться состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как сирота и одинокая мама с составом семьи три человека, а также числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставления жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Сараева <данные изъяты> относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО3 решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в отношении дочери лишен родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении Сараевой М.В., свидетельством о смерти ФИО2, выпиской из решения Автозаводского райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений пом. прокурора и Сараевой М.В. явствует, что Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти № 1018/4 от 12.04.1996 года Сараевой М.В. был назначен опекун ФИО8, которая являлась ее сестрой. Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 2462 от 28.10.1996 года Сараева М.В. была помещена под опеку тети ФИО4 Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1342 от 21.04.2000 года над Сараевой М.В. было установлено попечительство, попечителем была назначена ее сестра ФИО5 В период с 1991 года по 1992 год Сараева М.В. обучалась в Большемалышевской основной общеобразовательной школе Кинельского района Самарской области, с 1993 года по 1994 года – в МОУ СОШ № 28 г. Тольятти, с 1994 года по 1996 год – в МОУ СОШ № 82 г. Тольятти, с 1996 года по 2000 год – в МОУ СОШ № 24 г. Тольятти, где закончила 9 классов. Закрепленного жилья Сараева М.В. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № 3591-4/р от 11.06.2008 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, с составом семьи три человека. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Сараева М.В. жильем не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

O Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти № 1018/4 от 12.04.1994 года об учреждении опеки над несовершеннолетней Сараевой ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которого следует, что опекуном несовершеннолетней назначена ФИО8;

O Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 2462 от 28.10.1996 года об учреждении опеки над несовершеннолетней Сараевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которого опекуном назначена ФИО4;

O Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти № 1342 от 21.04.2000 года об установлении попечительства над несовершеннолетней Сараевой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, попечителем назначена ФИО5;

O Выписками из поквартирных карточек и справками, из которых следует, что Сараева М.В. в период с 12.10.1984 года по 11.03.1988 года была зарегистрирована по адресу <адрес>, с 29.06.1989 года по 20.10.1994 года – в <адрес>, с августа по декабрь 1994 года проживала по адресу <адрес> <адрес>, а с 04.12.1996 года по настоящее время – по адресу <адрес> <адрес>;

O Справкой МОУ Большемалышевская основная общеобразовательная школа, из которой следует, что Сараева М.В. в данном учебном учреждении обучалась в 1991-1992 учебном году;

O Справками МОУ школа № 28, из которых следует, что Сараева М.В. обучалась в данном образовательном учреждении в 1992-1993 и 1993-1994 учебных годах;

O Справкой МОУ СОШ № 82, из которой следует, что Сараева М.В. обучалась в данном школьном учреждении с 01.09.1994 года по 26.08.1996 года;

O Справкой МОУ школа № 24, из которой следует, что Сараева М.В. обучалась в данном учреждении с 1996 по 2000 год;

O Заявлением Сараевой М.В. о принятии на учет для предоставления жилого помещения с составом семьи 2 человека от 21.09.2005 года;

O Выпиской из постановления администрации Центрального района г. Тольятти от 17.10.2005 года № 1988, из которой следует, что Сараева М.В. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как воспитанница детского дома и одинокая мама составом семьи два человека;

O Заявлением Сараевой М.В. об изменении состава семьи для учета на получение жилья;

O Свидетельствами о рождении детей;

O Справкой о наличии у Сараевой М.В. статуса «одинокая мама»;

O Выпиской из постановления мэра г. Тольятти от 11.06.2008 года № 3591-4/р, из которой следует, что в связи с изменением состава семьи Сараева М.В. считается состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма как сирота и одинокая мама с составом семьи три человека;

O Справками МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которых следует, что Сараева М.В. и ее несовершеннолетние дети ФИО10 и ФИО11 право приватизации в г. Тольятти не использовали, в реестре собственников не значатся;

O Сообщениями Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Сараева М.В. и ее несовершеннолетние дети ФИО10 и ФИО11 в числе собственников в г. Тольятти не значатся.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Сараева М.В. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть Сараева М.В. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Сараева М.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Сараевой М.В. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций, в связи с чем, считают, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Сараевой М.В. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Сараевой М.В. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Таким образом, Сараева М.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Сараеву М.В. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Однако данное жилое помещение должно быть предоставлено Сараевой М.В. на состав семьи один человек (только на саму истицу), поскольку заявлены требования о предоставлении истице вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть основанные на применении специальной нормы закона – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Преамбула данного закона определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходит и Жилищный Кодекс РФ (ст. 57). В связи с этим, оснований для распространения общих норм ЖК РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, урегулированные специальным законом, не имеется. Поскольку именно Сараева М.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, то именно Сараевой М.В. Мэрия г.о. Тольятти обязана предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Наличие на иждивении у Сараевой М.В. двух несовершеннолетних детей не лишает ее возможности на улучшение жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством РФ. Как установлено судом, Сараева М.В. с 2008 года стоит на учете на получение жилого помещения составом семьи три человека как сирота и одинокая мама.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Сараевой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: