о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Склипис И.С. к Мэрии городского округа Тольятти, о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действуя в интересах Склипис И.С., обратился в суд с указанным иском. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Склипис И.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании заместитель прокурора Тупиков Е.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что Склипис И.С., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители Склипис О.А. и Склипис С.Н. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Склипис И.С. до совершеннолетия была помещена в муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Дельфин» г. Тольятти.

Закрепленного жилья Склипис И.С. не имеет. В настоящее время Склипис И.С. проживает на съемной квартире, не работает, нигде не обучается.

На основании постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от 19.07.2007 г. № 1945-1/П Склипис И.С. была принята на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий с составом семьи 1 человек. До настоящего времени жильем Склипис И.С. не обеспечена.

Истец Склипис И.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что Мэрия г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком, поскольку мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Склипис И.С. на основании постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от 19.07.2007 г. № 1945-1/П принята на учет составом семьи 1 человек. Считает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований о предоставлении Склипис И.С. жилого помещения вне очереди, поскольку, при удовлетворении исковых требований будут нарушены права лиц, обратившихся за внеочередным предоставлением жилого помещения ранее Склипис И.С. Считает, что истец должен претендовать на получение жилого помещения в порядке установленной очередности. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица-Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- детям сиротам и детям, оставшимся без печения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, Склипис И.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей-сирот, так как ее родители Склипис О.А. и Склипис С.Н. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, что подтверждается копией решения суда (л.д. 11).

Согласно выписки из постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от 19.07.2007 г. № 1945-1/П «О рассмотрении жилищных вопросов» Склипис И.С. с составом семьи один человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из объяснений помощника прокурора явствует, что закрепленного жилья Склипис И.С. не имеет. На основании постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти Склипис И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жильем Склипис И.С. не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

- Выпиской из постановления и.о. первого заместителя мэра г.о. Тольятти от 19.07.2007 г. № 1945-1/П (л.д. 16 );

- выпиской из поквартирной карточки (л.д. 20 );

- Сообщением МП «Инвентаризатор», в том, что Склипис И.С. в реестре собственников не значится (л.д. 19);

- Сообщением УФРС по Самарской области, об отсутствии в ЕГРП записи о регистрации прав Склипис И.С. на объекты недвижимого имущества (л.д. 18).

Представителем Мэрии г.о. Тольятти в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Склипис И.С. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок оставшийся без попечения родителей.

Представитель ответчика также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории.

Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти оспаривается, что обязанность по обеспечению Склипис И.С. жилым помещением лежит на Мэрии г.о. Тольятти, поскольку Мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций на дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилья данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Склипис И.С. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Склдипис И.С. должна быть возложена на Мэрию г.о. Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам, исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Склипис И.С. в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить Склипис И.С. жилым помещением в гор. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Склипис И.С. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: