признание права собственности на жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Попова Е.В.

при секретаре Ширяевой И.С.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Клычева Р.Р. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение – комнату № в <адрес> в гор. Тольятти.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что на основании договора № 185 от 07.09.2009 года он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> общежитие. Наймодателем является ОАО «Волгоцеммаш». По вышеуказанному адресу проживает с 07.09.2009 г. До августа 2003 года он проживал в Карачаево-Черкесской Республике, Малокарачаевском районе, с. Красный Восток, ул. <адрес>. В приватизации муниципального жилого фонда на территории Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республике не участвовал. С 28 августа 2003 года по 15 февраля 2005 года был зарегистрирован в Пермской области, г. Чаковский, <адрес> С 05 марта 2005 года и по настоящее время зарегистрирован в Пермском крае (Пермской области), Чайковский муниципальный район, <адрес>. В приватизации муниципального жилого фонда на территории Чайковского района Пермской области (Пермского края) не участвовал. В соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» он обратился в ОАО «ВЦМ» для заполнения необходимых документов, однако получил отказ, так как в данный момент вся документация по жилому фонду ОАО «Волгоцеммаш» находится на стадии передачи в фонд Муниципалитета, поэтому передать в собственность жилое помещение не представляется возможным. Дата и сроки передачи документации жилого фонда ОАО «Волгоцеммаш» Муниципалитету не установлены. Занимаемая им комната не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации подлежат муниципальный и государственный жилищный фонд. Спорное жилое помещение не является муниципальным, в муниципалитет не передано. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому приватизации жилое помещение, занимаемое истцом, не подлежит. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ОАО «Волгоцеммаш» Тарасова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Судом установлено, что Клычев Р.Р. является нанимателем жилого помещения – комнаты № <адрес>, что подтверждается типовым договором найма жилого помещения в общежитии № 185 от 07.09.2009 г. и по существу не оспаривается сторонами.

Из выписки из поквартирной карточки от 30.08.2010 г. видно, что Клычев Р.Р. проживает по адресу: <адрес> с 29.04.2009 г.

Согласно справке, выданной главой администрации Красновосточного сельского поселения № 1487 от 15.09.2010 г. Клычев Р.Р. с 1991 по 2003 г. был зарегистрирован в Карачаево-Черкесской Республике, <адрес>, ул. ФИО3, 25.

Сообщением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской республике подтверждается, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Клычева Р.Р., 1981 года рождения отсутствуют.

Из справки БТИ Малокарачаевского района от 16.03.2010 г. № 44 явствует, что Клычев Р.Р. не принимал участия в приватизации жилого фонда по Малокарачаевскому району.

Согласно паспорта и справки № 520 от 16.09.2010, выданной отделом регистрации и документирования граждан, Клычев Р.Р. в период с 28.08.2003 г. по 15.02.200 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес> ком. 202, с 05.03.2005 г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>), Чайковский муниципальный район, <адрес>.

Справкой № 2361 от 26.08.2010 г. ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», а также сообщением Управления Росреестра по Пермскому краю подтверждается, что Клычев Р.Р. в приватизации жилья на территории Пермской области не участвовал, информация о его правах на объекты недвижимости отсутствует.

Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти от 16.09.2010 г., подтверждается, что Клычев Р.Р., 1981 года рождения в реестре собственников не значится, право на приватизацию в гор. Тольятти не использовал.

Из сообщения Управления Росреестра по Самарской области от 15.09.2010 г., следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Клычев Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимого имущества.

Сообщением Управления Росреестра по Самарской области от 01.09.2010 года подтверждается, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения об объекте недвижимого имущества (комната), расположенном по адресу: <адрес>

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991г. 3 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) при приватизации предприятий, находящихся в федеральном (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизированного имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизированного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых.

Таким образом, при реорганизации ПО «Волгоцеммаш» в ОАО «Волгоцеммаш» жилые помещения, в том числе и занимаемое истцом, должны были быть переданы и находится в ведение администрации по месту нахождения объекта (муниципалитета). Неисполнение требований законодательства при акционировании предприятия повлекло необоснованное включение жилых помещений общежития по ул. Победы, 14 в План приватизации ОАО «Волгоцеммаш» и они не были переданы исполнительному органу местного самоуправления. В свою очередь Мэрией городского округа Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность гор. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность гор. Тольятти указанного здания общежития, расположенного по адресу гор. Тольятти, ул. Победы, 14, чем были нарушены вышеуказанные положения закона, что повлекло за собой необоснованное включение здание общежития по ул. Победы, 14 в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, на основании договора № 125 от 5.12.1997 года. Данный договор в этой части является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону, положения которого приведены выше.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Представители ответчиков факт, что истец занимает изолированное жилое помещение (комнату) не оспаривают. Данный факт подтверждается типовым договором найма жилого помещения в общежитии и выпиской из поквартирной карточки, из которых видно, что истец занимает комнату 121.

Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Из пояснений истца видно, что он правом на приватизацию ранее не воспользовался, что фактически не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается имеющимися в деле документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Судом установлено, что согласно сообщений Управления ФРС по Самарской области право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на жилой дом 14 по ул. Победы гор. Тольятти не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку возникновение права собственности истца на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истец имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: гор. Тольятти, ул. Победы, 14 и за ним должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности Клычев Р.Н. на комнату <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 октября 2010 г.

Председательствующий: