о признании права собтвенности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ялбуевой А.Х., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Васильевой А.И. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение – комнату № в <адрес> в гор. Тольятти.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в 1994 году она вместе с сыном Ялбуевым Ф.Ф. переехали на постоянное место жительства в гор. Тольятти из <адрес>. В период с 1994 г. по 1997 г. истица проживала и была зарегистрирована в г. Тольятти. Подтвердить регистрацию не представляется возможным, поскольку утеряна домовая книга. С 03.06.1997 г. по 03.06.1998 г. истица временно была зарегистрирована в общежитии по <адрес>. Согласно ордера № 73 от 16.07.1998 года администрацией завода «Волгоцеммаш» истице была выделена для проживания жилая площадь в виде комнаты № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек: истицу, и сына – Ялбуева Ф.Ф. Ялбуев Ф.Ф. от участия в приватизации жилого помещения отказался, оформив нотариально заверенное согласие. С 16.07.1999 года по настоящее время истица зарегистрирована и проживает в указанном общежитии. 24.12.1999 года у истицы родилась дочь – Васильева А.И., которая также зарегистрирована в указанной комнате с 18.01.2000 г. В настоящее время истица имеет намерение приватизировать комнату. Согласно сообщения Управления ФРС по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на объект недвижимости – комнаты №, по <адрес>. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Просит признать за ней и Васильевой А.И. право собственности на жилое помещение – комнату № по <адрес>, по ? доли каждому.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации подлежат муниципальный и государственный жилищный фонд. Спорное жилое помещение не является муниципальным, в муниципалитет не передано. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому приватизации жилое помещение, занимаемое истцами, не подлежит. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ОАО «Волгоцеммаш» Тарасова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Судом установлено, что Ялбуева А.Х. является нанимателем жилого помещения – комнаты № дома 17 по ул. Победы гор. Тольятти, что подтверждается ордером № 73, выпиской из поквартирной карточки, и по существу не оспаривается сторонами.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что Ялбуева А.Х. в указанном жилом помещении зарегистрирована с 16.07.1999 года, Васильева А.И. - с 18.01.2000 г.

Из пояснений истца видно, что она в 1994 году вместе с сыном Ялбуевым Ф.Ф. переехали на постоянное место жительства в гор. Тольятти из <адрес>. В период с 1994 г. по 1997 г. истица проживала и была зарегистрирована в г. Тольятти. Подтвердить регистрацию не представляется возможным, поскольку утеряна домовая книга. С 03.06.1997 г. по 03.06.1998 г. истица временно была зарегистрирована в общежитии по <адрес>. Согласно ордера № 73 от 16.07.1998 года администрацией завода «Волгоцеммаш» истице была выделена для проживания жилая площадь в виде комнаты № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек: истицу, и сына – Ялбуева Ф.Ф. Ялбуев Ф.Ф. от участия в приватизации жилого помещения отказался, оформив нотариально заверенное согласие. С 16.07.1999 года по настоящее время истица зарегистрирована и проживает в указанном общежитии. ДД.ММ.ГГГГ у истицы родилась дочь – Васильева А.И., которая также зарегистрирована в указанной комнате с 18.01.2000 г. В настоящее время истица имеет намерение приватизировать комнату. Согласно сообщения Управления ФРС по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на объект недвижимости – комнаты №, по <адрес>. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено.

Указанные пояснения истца также подтверждаются:

· Карточкой прописки ф. № 16;

· Паспортными данными Ялбуевой А.Х.;

· Свидетельством о рождении Васильевой А.И.;

· Согласием Ялбуева Ф.Ф. на приватизацию жилого помещения без его участия;

· Сообщениями УФРС по Самарской области, из которых следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Ялбуевой А.Х., Васильевой А.И. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти;

· Сообщением УФРС по Самарской области, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав на объект недвижимости – комнату № в доме <адрес> гор. Тольятти;

· Справкой МП «Инвентаризатор», согласно которой Ялбуева А.Х., Васильева А.И. в реестре собственников не значатся, право на приватизацию в гор. Тольятти не использовали;

· Справкой Администрации муниципального образования с.п. <адрес>, в том что, Ялбуева А.Х. была зарегистрирована и постоянно проживала в <адрес> на жилой площади родителей. На территории <адрес> собственного жилья не имеет, в приватизации жилья не участвовала;

· Копией трудовой книжки, из которой видно, что в период с 1994 г. по 23.12.2009 года работала в г. Тольятти;

· Показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, которые суду пояснили, что истица с 1994 года постоянно проживает в г. Тольятти, работает на колхозном рынке, ребенок посещает детский сад.

Данные пояснения истицы по существу не оспариваются и представителями ответчиков.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной государственной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность гор. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность гор. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона.

Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса, принадлежавшего ПО «Волгоцеммаш», жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцы занимают изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. К ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенных в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Представители ответчиков факт, что истцы занимает изолированное жилое помещение (комнату) не оспаривают.

Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Из пояснений истца видно, что она и ее несовершеннолетняя дочь правом на приватизацию ранее не воспользовались, что фактически не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается имеющимися в деле документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Судом установлено, что право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на жилой дом <адрес> гор. Тольятти не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку возникновение права собственности истца на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что Ялбуева А.Х. и Васильева А.И. имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: гор. Тольятти, <адрес>, комн. № и за ними должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Ялбуевой А.Х. и Васильевой А.И. право общей долевой собственности на жилое помещение - комнату № в доме № по <адрес> гор. Тольятти по ? доли каждому.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти.

Председательствующий: