Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Братчикова Е.Н. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит признать за ним право собственности на жилое помещение - комнату № в <адрес>.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал и пояснил, что в октябре 1999 года он переехал на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>. В период с 02.11.1999 г. по ноябрь 2000 г. истец проживал в с родителями в общежитии по адресу: <адрес>, в ноябре 2000 г. в связи с уточнением номера комнаты зарегистрирован в комнате № по <адрес>. Согласно договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г. истцу была выделена для проживания комната № в указанном общежитии, где истец проживает с сентября 2008 г. В настоящее время истец имеет намерение приватизировать комнату. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на жилое помещение – комнату № по <адрес> отсутствуют.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца и пояснила, что жилое помещение, занимаемое истцом, приватизации не подлежит, поскольку дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда. В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Нормы ЖК РФ о договоре социального найма применяются только к жилым помещениям, находящимся в жилых домах (в виде отдельных квартир, подъездов), которым придавался статус общежитий, и которые используются в качестве таковых. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ОАО «Волгоцеммаш» Кирюткина А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Судом установлено, что Братчиков Е.Н. является нанимателем жилого помещения – комнаты № по <адрес>, что не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается копией договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г.
Из выписки из поквартирной карточки видно, что в указанном жилом помещении с 14.11.2000 г. зарегистрирован Братчиков Е.Н..
Из пояснений истца видно, что в октябре 1999 года он переехал на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>. В период с 02.11.1999 г. по ноябрь 2000 г. истец проживал в с родителями в общежитии по адресу: <адрес>, в ноябре 2000 г. в связи с уточнением номера комнаты зарегистрирован в комнате № по <адрес>. Согласно договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г. истцу была выделена для проживания комната № в указанном общежитии, где истец проживает с сентября 2008 г. В настоящее время истец имеет намерение приватизировать комнату. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на жилое помещение – комнату № по <адрес> отсутствуют.
Указанные пояснения истца также подтверждаются:
· Карточкой прописки;
· Паспортными данными Братчикова Е.В.;
· Справкой МП «Инвентаризатор» от 02.06.2010 г., согласно которой Братчиков Е.Н. в реестре собственников не значится, право на приватизацию в гор. Тольятти не использовал;
· Сообщением УФРС от 03.06.2010 г., из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав Братчикова Е.Н. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти;
· Сообщением УФРС от 02.06.2010 г., из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации права на объект недвижимого имущества (комната), расположенного по адресу: <адрес> комнату №;
· Квитанциями по оплате коммунальных платежей.
Данные пояснения истца по существу не оспариваются и представителями ответчиков.
Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.03 Указом Президента РФ от 26.03.03 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона.
Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса, принадлежавшего ПО «Волгоцеммаш», жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. Однако, воспользовавшись неправомерным бездействием Мэрии гор. Тольятти ОАО «Волгоцеммаш» включило общежитие по <адрес> в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества на основании договора № 125 от 05.12.1997 г. Данный договор является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из вышеизложенного следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Поскольку судом установлено, что Братчиков Е.Н. правом на приватизацию жилого помещения не воспользовался, что не оспаривается представителями ответчиков, законных оснований для отказа истцу в праве на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность не имеется, поэтому требования о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комната № являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд,р е ш и л:
Исковые требования Братчикова Е.Н. удовлетворить.
Признать за Братчиковым Е.Н. право собственности на жилое помещение – комнату № в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти.
Председательствующий: