о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Братчикова Е.Н. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит признать за ним право собственности на жилое помещение - комнату № в <адрес>.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал и пояснил, что в октябре 1999 года он переехал на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>. В период с 02.11.1999 г. по ноябрь 2000 г. истец проживал в с родителями в общежитии по адресу: <адрес>, в ноябре 2000 г. в связи с уточнением номера комнаты зарегистрирован в комнате № по <адрес>. Согласно договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г. истцу была выделена для проживания комната № в указанном общежитии, где истец проживает с сентября 2008 г. В настоящее время истец имеет намерение приватизировать комнату. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на жилое помещение – комнату № по <адрес> отсутствуют.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца и пояснила, что жилое помещение, занимаемое истцом, приватизации не подлежит, поскольку дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда. В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Нормы ЖК РФ о договоре социального найма применяются только к жилым помещениям, находящимся в жилых домах (в виде отдельных квартир, подъездов), которым придавался статус общежитий, и которые используются в качестве таковых. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ОАО «Волгоцеммаш» Кирюткина А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Судом установлено, что Братчиков Е.Н. является нанимателем жилого помещения – комнаты № по <адрес>, что не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается копией договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что в указанном жилом помещении с 14.11.2000 г. зарегистрирован Братчиков Е.Н..

Из пояснений истца видно, что в октябре 1999 года он переехал на постоянное место жительства в <адрес> из <адрес>. В период с 02.11.1999 г. по ноябрь 2000 г. истец проживал в с родителями в общежитии по адресу: <адрес>, в ноябре 2000 г. в связи с уточнением номера комнаты зарегистрирован в комнате № по <адрес>. Согласно договора найма жилого помещения № 25 от 26.09.2008 г. истцу была выделена для проживания комната № в указанном общежитии, где истец проживает с сентября 2008 г. В настоящее время истец имеет намерение приватизировать комнату. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Согласно сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на жилое помещение – комнату № по <адрес> отсутствуют.

Указанные пояснения истца также подтверждаются:

· Карточкой прописки;

· Паспортными данными Братчикова Е.В.;

· Справкой МП «Инвентаризатор» от 02.06.2010 г., согласно которой Братчиков Е.Н. в реестре собственников не значится, право на приватизацию в гор. Тольятти не использовал;

· Сообщением УФРС от 03.06.2010 г., из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав Братчикова Е.Н. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти;

· Сообщением УФРС от 02.06.2010 г., из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации права на объект недвижимого имущества (комната), расположенного по адресу: <адрес> комнату №;

· Квитанциями по оплате коммунальных платежей.

Данные пояснения истца по существу не оспариваются и представителями ответчиков.

Пункт 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.03 Указом Президента РФ от 26.03.03 № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона.

Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 г. и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Россий­ской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая преду­сматривает право каждого гражданина, занимаю­щего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на привати­зацию данных помещений, не допускалось вклю­чение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируе­мого имущества государственных и муниципаль­ных предприятий. Эти объекты подлежали пере­даче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав прива­тизируемого имущества государственного и му­ниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и про­живавших в данных жилых помещениях до при­ватизации, в том числе и на право бесплатной пе­редачи жилья в собственность граждан на осно­вании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса, принадлежавшего ПО «Волгоцеммаш», жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости. Однако, воспользовавшись неправомерным бездействием Мэрии гор. Тольятти ОАО «Волгоцеммаш» включило общежитие по <адрес> в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества на основании договора № 125 от 05.12.1997 г. Данный договор является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 7 Федерально­го закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введе­нии в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилы­ми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или му­ниципальным предприятиям либо государствен­ным или муниципальным учреждениям и исполь­зовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, приме­няются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из вышеизложенного следует, что общежития, которые принадлежали государственным или му­ниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачи­вают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по до­говорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специа­лизированного жилищного фонда не может пре­пятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору со­циального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформ­ления указанных документов.

Граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помеще­ние в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку судом установлено, что Братчиков Е.Н. правом на приватизацию жилого помещения не воспользовался, что не оспаривается представителями ответчиков, законных оснований для отказа истцу в праве на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность не имеется, поэтому требования о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> комната № являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198, ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Братчикова Е.Н. удовлетворить.

Признать за Братчиковым Е.Н. право собственности на жилое помещение – комнату № в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти.

Председательствующий: