Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Щукиной В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кострома Т.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Истица, действуя в интересах недееспособной Кострома Е.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просит обязать ответчика выделить Костроме Е.Г. дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
В судебном заседании истица исковые требования уточнила, суду пояснила, что она нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку её дочь является инвалидом. С рождения Кострома Е.Г. страдает тяжелым заболеванием, в связи с чем, стоит на учете в городском психоневрологическом диспансере, является инвалидом второй группы. На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Кострома Е.Г. признана недееспособной. Согласно распоряжения заместителя Мэра г.о. Тольятти над Костромой Е.Г. установлена опека. С 07.09.1994 г. истица состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях. С 06.12.2006 г. истица включена в очередь на внеочередное улучшение жилья, в связи с заболеванием дочери. Заболевание дочери входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Кострома Е.Г. жилое помещение на состав семьи три человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилой площади.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Курылева Т.А., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для финансирования средств и материальных ресурсов. В силу данного Закона на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди данной категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное улучшение жилищных условий в связи с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний. В списках граждан данной категории на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти по состоянию на 01.01.2010 г. состоит 173 семьи. Семья Кострома Т.В. значиться под № 47. Считает, что у истицы отсутствуют основания требовать предоставления жилого помещения вне очереди, в противном случае будут нарушены права других внеочередников. Жилое помещение истцу будет предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним. Так же полагает, что ответчиком по данному делу должно являться Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как Мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах, перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Судом установлено, что истец имеет дочь Кострома Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является инвалидом с детства, ей установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой врачебной комиссии ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер», справкой об инвалидности. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 и подпадает под действие ч. 2 ст. 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза.
Согласно выписки из распоряжения заместителя Мэра г.о. Тольятти от 22.03.2010 г. № 3511-р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» Кострома Т.В. составом семьи три человека, в том числе Кострома Е.Г., Кострома К.Г. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 07.09.1994 г.
Из справки Управления жилищной политики Мэрии г.о. Тольятти от 18.05.2010 г. видно, что семья Кострома Т.В. с 06.12.2006 года включена в очередь на внеочередное улучшение жилья, в связи с заболеванием дочери Костома Е.Г. На 01.01.2010 г. в списках граждан на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти состоит 173 семьи. Кострома Т.В. значится под номером 47.
Согласно выписки из поквартирной карточки от 19.05.2010 г. истец и ее семья проживают и зарегистрированы в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: гор. Тольятти, <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности Кострома Т.В., Кострома Е.Г.
Представитель ответчика также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истице согласно очередности льготников соответствующей категории.
Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца, на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочередников, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того лицо, имеющее право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу вне очереди жилое помещение на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося у нее и членов ее семьи жилья, расположенного по адресу: гор. Тольятти, <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Кострома Е.Г. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности истца и членов его семьи жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: гор. Тольятти, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010 г.
Председательствующий: