предоставление жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Гранкина Б.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах Гранкина Б.А. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Разумова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Гранкин Б.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать и отец в отношении него лишены родительских прав. Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 27.05.1999 года Гранкину Б.А. был назначен опекун ФИО9 которая являлась его бабушкой. Закрепленного жилья Гранкин Б.А. не имеет. В настоящее время он зарегистрирован и проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. Постановлением мэра г.о. Тольятти № 1135-1/П от 07.05.2007 года он принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ему как имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Гранкин Б.А. жильем не обеспечен. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Гранкину Б.А. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Гранкин Б.А. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Гранкин Б.А. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. В настоящее время зарегистрирован и проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес> Постановлением мэра г. Тольятти от 07.05.2007 года № 1135-1/П с 30.03.2007 года принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. В 2010 году г.о. Тольятти на эти цели выделено 7168000,00 рублей. В настоящее время в Мэрии г.о. Тольятти сформирован список из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, в котором Гранкин Б.А. на 01.01.2010 года состоит под № 114. Жилое помещение Гранкину Б.А. будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В деле имеется отзыв на иск, из которого следует, что исковое заявление является необоснованным по следующим основаниям. Гранкин Б.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей и в силу ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Согласно законодательства Самарской области учет, формирование списков и обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления. В данном случае, полномочиями по обеспечению Гранкина Б.А. жилым помещением обладает Мэрия г.о. Тольятти за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Однако в настоящее время выделяемых средств недостаточно для того, что бы полностью и единовременно обеспечить жильем данную категорию граждан. Жилье будет предоставлено по мере поступления денежных средств.

Представитель третьего лица Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Гранкин <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО10 и ФИО11 в отношении сына лишены родительских прав. что подтверждается свидетельством о рождении Гранкина Б.А., решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, решением Таласского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений пом. прокурора явствует, что Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 27.05.1999 года Гранкину Б.А. был назначен опекун ФИО12 которая являлась его бабушкой. Закрепленного жилья Гранкин Б.А. не имеет. В настоящее время он зарегистрирован и проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. Постановлением мэра г.о. Тольятти № 1135-1/П от 07.05.2007 года он принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ему как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Гранкин Б.А. жильем не обеспечен.

Указанные объяснения подтверждаются:

O Постановлением Администрации Автозаводского района г. Тольятти от 27.05.1999 года № 1857-4/05, которым установлена опека на несовершеннолетним Гранкиным Б.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном назначена ФИО13;

O Справками об инвалидности Гранкина Б.А.;

O Дипломом об окончании Гранкиным Б.А. <данные изъяты>»;

O Выпиской из поквартирной карточки и справкой, из которых следует, что Гранкин Б.А. с 19.09.1997 года зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу г. Тольятти <адрес>

O Заявлением Гранкина Б.А. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 30.03.2007 года;

O Выпиской из Постановления мэра г. Тольятти от 07.05.2007 года № 1135-1/П, из которой следует, что Гранкин Б.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) составом семьи 1 человек с 30.03.2007 года;

O Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Гранкин Б.А. право приватизации в г. Тольятти не использовал;

O Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Гранкин Б.А. в числе собственников в г. Тольятти не значиться.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Гранкин Б.А. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть Гранкин Б.А. признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Гранкин Б.А. в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Гранкину Б.А. жилья лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Гранкина Б.А. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Гранкина Б.А. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Постановлением мэра г. Тольятти от 07.05.2007 года № 1135-1/П Гранкин Б.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек. То есть, Гранкин Б.А. в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Гранкина Б.А. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Гранкину <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: