предоставление жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Андросовой Н.С. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах Андросовой Н.С. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Разумова Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Андросова Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО11 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО12 решением Новодугинского райсуда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 18.08.1998 года Андросовой Н.С. был назначен опекун ФИО13 После совершеннолетия Андросовой Н.С. попечительство было прекращено. Закрепленного жилья Андросова Н.С. не имеет, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 7581-р/4 от 11.08.2009 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Андросова Н.С. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Андросовой Н.С. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Андросова Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Андросова Н.С. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. В настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире своей тети, не учиться, не работает. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 11.08.2009 года № 7581-р/4 с 28.07.2009 года принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшего предоставления социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. В 2010 году г.о. Тольятти на эти цели выделено 7168000,00 рублей. В настоящее время в Мэрии г.о. Тольятти сформирован список из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, в котором Андросова Н.С. на 01.01.2010 года состоит под № 180. Жилое помещение Андросовой Н.С. будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В деле имеется отзыв на иск, из которого следует, что исковое заявление является необоснованным по следующим основаниям. Андросова Н.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей и в силу ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Согласно законодательства Самарской области учет, формирование списков и обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления. В данном случае, полномочиями по обеспечению Андросовой Н.М. жилым помещением обладает Мэрия г.о. Тольятти за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Однако в настоящее время выделяемых средств недостаточно для того, что бы полностью и единовременно обеспечить жильем данную категорию граждан. Жилье будет предоставлено по мере поступления денежных средств.

Представитель третьего лица министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Андросова <данные изъяты> относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО15 лишен родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении Андросовой Н.С., свидетельством о смерти ФИО16., решением Новодугинского райсуда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и по существу не оспаривается сторонами.

Из объяснений пом. прокурора и Андросовой Н.С.явствует, что Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти от 18.08.1998 года Андросовой Н.С. был назначен опекун ФИО17 Закрепленного жилья Андросова Н.С. не имеет, в связи с чем, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 7581-р/4 от 11.08.2009 года она принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Андросова Н.С. жильем не обеспечена.

Указанные объяснения подтверждаются:

O Постановлением администрации Автозаводского района г. Тольятти № 2820-5/08 от 18.08.1998 года об утверждении опеки над несовершеннолетней Андросовой Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из которого следует, что опекуном несовершеннолетней назначена ФИО18

O Решением Автозаводского райсуда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО19 признан безвестно отсутствующим;

O Справкой, из которой следует, что Андросова Н.С. с июля 1996 года по май 1998 года была зарегистрирована и проживала в <адрес> Смоленской области;

O Сообщением Прокуратуры Смоленской области, из которого следует, что Андросова Н.С. в <адрес> Смоленкской области закрепленного жилья не имеет;

O Выпиской из поквартирной карточки, из которой следует, что Андросова Н.С. с 27.04.1999 года по настоящее время зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес>

O Справкой МОУ школа № 45, из которой следует, что Андросова Н.С. обучалась в данном образовательном учреждении с 1 по 9 класс;

O Справкой и дипломом Тольяттинского техникума сервисных технологий и предпринимательства, из которых следует, что Андросова Н.С. в 2010 году окончила данное учебное учреждение;

O Справкой Отдела реализации опеки и попечительства на территории Автозаводского района мэрии г.о. Тольятти, из которой следует, что Андросова Н.С. закрепленного жилья не имеет и поставлена в реестровый банк на получение жилья;

O Заявлением Андросовой Н.С. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 28.07.2009 года;

O Выпиской из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти от 11.08.2009 года № 7581-р/4, из которой следует, что Андросова Н.С. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) составом семьи 1 человек;

O Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Анджросова Н.С. право приватизации в г. Тольятти не использовала;

O Сообщением Управления Росреестра по Самарской области, из которого следует, что Андросова Н.С. в числе собственников в г. Тольятти не значиться.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Андросова Н.С. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть Андросова Н.С. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Андросова Н.С. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Андросовой Н.С. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Андросовой Н.С. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Андросовой Н.С. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти от 11.08.2009 года № 7581-р/4 Андросова Н.С. как сирота принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 1 человек. То есть, Андросова Н.С. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Андросову Н.С. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Андросовой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий: