Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Горюновой О.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Горюнова О.В. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО10 отказалась забрать ее из родительного отделения, написала ДД.ММ.ГГГГ года заявление об отказе от ребенка и согласие на удочерение. Сведения об отце в актовой записи о рождении записаны со слов матери, что свидетельствует о том, что мать является по отношении к истцу единственным родителем. Со дня своего рождения и до совершеннолетия истица находилась в различных воспитательных и учебных учреждениях Ульяновской и Самарской областей на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилья истица не имеет. Собственного жилья истица также не имеет. После обучения в ПУ № 12 истица выбыла для трудоустройства в г. Тольятти на предприятие <данные изъяты> где работает с 16.04.2007 года по настоящее время и проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес> В октябре 2009 года истица как лицо, оставшееся без попечения родителей, обратилась в отдел жилья Автозаводского района с заявлением о постановке на учет на получение жилья. Однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.10.2009 года № 9737-р/4 в принятии на учет ей было отказано со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно: отсутствует решение суда о лишении матери родительских прав и нет данных о невостановлении ее в родительских правах, нет сведений об отсутствии закрепленного жилья, о включении в реестровый банк данных на предоставление жилья как сироте на территории места рождения г. Ульяновск. Считает отказ незаконным. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек и предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Горюновой О.В. обоснованно отказано в постановке на учет на получение жилого помещения, поскольку ею не представлен полный пакет документов: не представлено решение суда о лишении матери Горюновой родительских прав. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Отдела реализации опеки и попечительства на территории Автозаводского района управления опеки и попечительства департамента по вопросам семьи и демографического развития мэрии г.о. Тольятти Елохова С.И., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения искового заявления не возразила, суду пояснила, что в период рождения истицы (ДД.ММ.ГГГГ год) при отказе матери забрать ребенка из родительного отделения, решения о лишении родителей родительских прав не принимались, в связи с чем данное решение истцом представлено быть не может.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Горюнова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ года в г. Ульяновске, о чем в книге записей рождений Заволжского отдела ЗАГС г. Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ года произведена запись № 4046 о рождении, родителями являются ФИО11 и ФИО12., сведения об отце записаны по указанию матери. ФИО13 отказалась от ребенка - дочери Горюновой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, написав соответствующее заявление-отказ и дав согласие на дальнейшее удочерение ребенка. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Горюновой О.В., справкой Заволжского отдела ЗАГС г. Ульяновска, заявлением-отказом ФИО14. от ребенка от ДД.ММ.ГГГГ года и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений истца явствует, что со дня своего рождения и до совершеннолетия она находилась в различных воспитательных и учебных учреждениях Ульяновской и Самарской областей на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилья не имеет. Собственного жилья также не имеет. После обучения в ПУ № 12 истица выбыла для трудоустройства в г. Тольятти на предприятие <данные изъяты>, где работает с 16.04.2007 года по настоящее время и проживает в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. В октябре 2009 года истица как лицо, оставшееся без попечения родителей, обратилась в отдел жилья Автозаводского района с заявлением о постановке на учет на получение жилья. Однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.10.2009 года № 9737-р/4 в принятии на учет ей было отказано со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно: отсутствует решение суда о лишении матери родительских прав и нет данных о невостановлении ее в родительских правах, нет сведений об отсутствии закрепленного жилья, о включении в реестровый банк данных на предоставление жилья как сироте на территории места рождения г. Ульяновск. Считает отказ незаконным.
Указанные объяснения подтверждаются:
O Справкой МУЗ «Городской дом ребенка специализированного типа» г. Ульяновска, из которой следует, что Горюнова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ года, поступила из детской больницы, выбыла ДД.ММ.ГГГГ года в Областной Дом детства;
O Справкой ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «Дом детства» г. Ульяновска, из которой следует, что Горюнова О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находилась в данном учреждении, выбыла в Базарно-Сызранскую вспомогательную школу-интернат;
O Справкой ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Базарно-Сызранская специальная школа-интернат Ульяновской области, из которой следует, что Горюнова О.В. обучалась и воспитывалась в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, на очередь на получение жилья не ставилась, родственники судьбой девочки не интересовались, не навещали, удочерением не занимались;
O Справками ОГОУ НПО ПУ-8г. Новоульяновск Ульяновской области, из которых следует, что Горюнова О.В. обучалась в данном учреждении по очной дневной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии по адресу <адрес>, собственного жилья не имеет, выбыла в г. Барыш для дальнейшей учебы;
O Справкой ОГОУ НПО ПУ-12 г. Барыш Ульяновской области, из которой следует, что Горюнова О.В. обучалась в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, находилась на полном государственном обеспечении, так как являлась сиротой, своего жилья не имеет;
O Справкой Отдела опеки и попечительства управления образования «Барышский район» Ульяновской области, из которой следует, что Горюнова О.В. на территории муниципального образований «Барышский район» Ульяновской области на регистрационном учете в качестве нуждающейся в обеспечении жильем не состоит, жилищный сертификат на приобретение жилья не выдавался, жилым помещением не обеспечивалась;
O Справкой Барышского филиала УОГУП БТИ, из которой следует, что Горюнова О.В. в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области приватизированного жилья не имеет, право приватизации не использовала, право собственности на квартиры и частное домовладение не зарегистрировано;
O Сообщением Управления ФРС по Ульяновской области, из которого следует, что права Горюновой О.В. на объекты недвижимости в Ульяновской области не зарегистрированы;
O Справкой <данные изъяты> из которой следует, что Горюнова О.В. работает на данном предприятии с 16.04.2007 года;
O Справкой, из которой следует, что Горюнова О.В. зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес>
O Справкой МП «Инвентаризатор г. Тольятти, из которой следует, что Горюнова О.В. в реестре собственников не значиться и право приватизации в г. Тольятти не использовала;
O Сообщениями Управления ФРС по Самарской области, из которых следует, что горюна О.В. права на объекты недвижимости на территории г.о. Тольятти не регистрировала;
O Выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.10.2009 года № 9737-р/4 от отказе Горюновой О.В. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (отсутствует решением суда о лишении матери родительских прав и нет данных о не восстановлении ее в родительских правах, нет сведений об отсутствии закрепленного жилья, о включении в реестровый банк данных на предоставление жилья как сироте на территории г. Ульяновска).
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Горюнова О.В. в установленном законом порядке должна быть признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, поскольку является лицом, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что истцом не доказан статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку отсутствует решение суда о лишении матери истца в отношении ее родительских прав, суд считает несостоятельными, так как в силу ст. 121 Семейного Кодекса РФ к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся, в том числе, и дети, которых родители отказались взять из воспитательного учреждения, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Статья 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же определяет понятие детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Судом установлено, что Горюнова О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ году в г. Ульяновке, при этом мать ФИО15 отказалась забрать ребенка из родильного дома, написав заявление-отказ от ребенка и согласие на удочерение. Из больницы Горюнова О.В. была помещена в детское учреждение. Вплоть до совершеннолетия она обучалась в образовательных учреждениях и находилась на полном государственном обеспечении. В период нахождения в детских учреждениях ее жизнью и здоровьем никто не интересовался, опекунство над Горюновой О.В. не назначалось, у родственников она никогда не проживала, удочерение не оформлялось.
Указанные обстоятельства полностью подтверждаются представленными суду доказательствами и по существу не опровергаются представителем Мэрии г.о. Тольятти.
Таким образом, суд считает, что Горюнова О.В. по своему правовому статусу является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с отказом родителя взять ребенка из родильного дома, а в последующем из воспитательного учреждения.
Требования о том, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения должны быть представлены решение суда о лишении матери родительских прав, о не восстановлении ее в родительских правах, сведений об отсутствии закрепленного жилья, о включении в реестровый банк данных на предоставление жилья как сироте на территории г. Ульяновска, суд также считает необоснованными.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании пояснил, что в период рождения истицы (ДД.ММ.ГГГГ года) по детям, которых отказались забрать из родильного дома, в суд с исками о лишении родителей родительских прав в отношении данных детей не обращались, решения суда не выносились. Следовательно, предоставить решение суда о лишении ФИО16. родительских прав в отношении дочери Горюновой О.В., а также сведений о не восстановлении ее в родительских прав, не представляется возможным.
Из представленных суду документов следует, что с момента рождения и до совершеннолетия истица постоянно находилась на воспитании и обучении государственных образовательных учреждений, находилась на полном государственно обеспечении, опекунство в отношении нее не назначалось, у родственников никогда не проживала, ее мать Горюнова Е.В. своего жилья не имела (что следует из заявления-отказа от ребенка). Следовательно, закрепленного жилья истица иметь не могла. Приватизированного и иного жилья в собственности она также не имеет.
Вопросами включения в реестровый банк данных на предоставление жилья истице как сироте на территории г. Ульяновска должны заниматься органы опеки и попечительства данного региона. Истица ответственности за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей нести не может.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Горюнова О.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей и в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения подлежит принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) с составом семьи 1 человек.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Горюновой О.А. жилого помещения лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Горюновой О.В. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Горюновой О.В. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Горюнову О.В. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Мэрию городского округа Тольятти принять Горюнову <данные изъяты> на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) с составом семьи 1 человек.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Горюновой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2010 года