О предоставлении жилья внеочереди



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Сметаниной О.Н.

с участием прокурора Трониной Т.Н.,

при секретаре Васильевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5454/2010 по иску прокурора Комсомольского района г.о. Тольятти, действующего в интересах Казаковой Н.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Комсомольского района г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Казаковой Н.А. жилое помещение по договору социального найма, по тем основаниям, что Казакова Н.А. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Мать Казаковой Н.А. лишена родительских прав. Закрепленного жилья Казакова Н.А. не имеет, до совершеннолетия проживала в детском доме. Постановлением мэра г.о. Тольятти № 7932-1/п от 04.09.2006 года Казакова Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании помощник прокурора Комсомольского района г.о. Тольятти Тронина Т.Н. иск поддержала. Суду пояснила, что Казакова Н.А. должна быть обеспечена квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Казаковой Н.А.. жилое помещение.

Истица Казакова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») Казаковой Н.А. жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах перечисленных из областного бюджета финансовых средств и материальных ресурсов.

Третье лицо Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о дне слушания дела извещено, представитель не явился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Судом установлено, что мать истицы - ФИО7 лишена родительских прав решением Центрального райсуда г. Тольятти от № года. На основании приказа заведующей ГОРОНо от <данные изъяты> № 22а Казакова Н.А. помещена в детский дом <данные изъяты> 31.08.1992 года по 30.08.1996 года обучалась и проживала в <данные изъяты> с 19.08.1996 года зачислена в школу-интернат <данные изъяты> В связи с достижением 18 лет Казакова Н.А. была отчислена из школы-интерната, что подтверждается приказом № 80–в от 14.07.2006 года.

Из справки № 1509 от 21.10.2009 года видно, что Казакова Н.А. с 01.09.2006 года по 30.06.2010 года обучалась в ГОУ СПО <данные изъяты> в июне 2010 года Казаковой Н.А. получен диплом о среднем профессиональном образовании.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что Казакова Н.А. по состоянию на 26.06.2006 года проживала без регистрации по адресу: г. Тольятти,<адрес> Из ксерокопии паспорта Казаковой Н.А. видно, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>

Из справки от 24.01.2006 года МП «Инвентаризатор» видно, что Казакова Н.А. в реестре собственников не значится.

Представитель ответчика не оспаривает право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение Казаковой Н.А. должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.

Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истицы на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления Казаковой Н.А. жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку его право не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).

В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истице должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Казаковой Н.А. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск прокурора Комсомольского района г.Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Казаковой ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Решение в окончательной форме изготовлено _____________________________

Председательствующий Сметанина О.Н.