Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2010 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пужаева В.В. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении ему жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Карбушева Т.И., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что истец является сотрудником МВД с 1991 года. С 31 января 2003 года и по настоящее время он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции ОК УВД по Комсомольскому району г. Тольятти. Действующим законодательством предусмотрено предоставление жилой площади участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Истец с составом семьи четыре человека (истец, его жена и двое детей) зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес> Указанная квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи. Несмотря на имеющееся в собственности жилье истец с 08 сентября 2010 года был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку состав его семьи – 4 человека и имеющаяся у него в собственности однокомнатная квартира не соответствует установленным законодательством нормам. В соответствии с законом РФ «О милиции», он имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит обязать мэрию г. Тольятти предоставить истцу жилое помещение на состав семьи четыре человека с учетом имеющегося жилья по установленным законодательством нормам.
Представитель ответчика - мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что поскольку истец и члены его семьи имеют в собственности квартиру площадью 33,3 кв.м., то истец не вправе заявлять требование о предоставлении ему жилого помещения в виде отдельной квартиры на состав семьи четыре человека по установленным законодательством нормам, а вправе претендовать на получение по договору социального найма жилого помещения общей площадью 26,7 кв.м.. Кроме того, законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Финансирование службы участковых уполномоченных как подразделения милиции осуществляется за счет средств субъекта федерации, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья лежит не на мэрии г. Тольятти, а на исполнительных органах субъекта федерации. Мэрия, как орган местного самоуправления по смыслу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции. Функции органа местного самоуправления определены ЖК РФ, в соответствии с которым, соответствующие органы предоставляют жилье лишь малоимущим гражданам. Истец требует предоставления жилья по иным основаниям, т.е. как участковому уполномоченному милиции в соответствии с Законом РФ «О милиции», следовательно, жилплощадь должна быть предоставлена истцу соответствующими органами исполнительной власти. При таких обстоятельствах, считает, что мэрия не может быть надлежащим ответчиком по данному делу и обязанность по предоставлению истцу жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, как соответствующий орган исполнительной власти, финансирующий органы милиции общественной безопасности. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: … ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; … иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами. А также законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» – финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что истец работает в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ УВД по Комсомольскому району городского округа Тольятти с 31 января 2003 года, что подтверждается справкой и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений представителя истца следует, что истец с составом семьи четыре человека (истец, его жена и двое детей) зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи. Несмотря на имеющееся в собственности жилье истец с 08 сентября 2010 года был принят на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку состав его семьи – 4 человека и имеющаяся у него в собственности однокомнатная квартира не соответствует установленным законодательством нормам.
Указанные объяснения истца подтверждаются: договором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из поквартирной карточки, уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области, справкой МП «Инвентаризатор», выпиской из распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти.
Согласно постановлению мэра г. Тольятти № 141-1/П от 05 октября 2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма …» на территории городского округа Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из трех и более человек – по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Таким образом, истец с составом семьи четыре человека по установленной на территории г. Тольятти норме должен быть обеспечен жилой площадью 60 кв.м.
Истец является собственником однокомнатной квартиры площадью 33,3 кв.м., следовательно, имеющаяся у него в собственности однокомнатная квартира не соответствует установленным законодательством нормам и истец с составом семьи четыре человека продолжает нуждаться в жилой площади.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека и имеющаяся в собственности истца квартира не соответствует установленным законодательствам нормам.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не вправе заявлять требование о предоставлении ему жилого помещения в виде отдельной квартиры на состав семьи четыре человека по установленным законодательством нормам, поскольку имеет в собственности жилое помещение площадью 33,3 кв.м., суд не может принять во внимание, поскольку, как установлено выше, принадлежащая истцу жилая площадь не соответствует установленным законодательствам нормам, истец продолжает нуждаться в жилой площади и на сегодняшний день истец еще не реализовал свое право на получение жилья в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О милиции", при этом, ст. 30 Закона РФ "О милиции" не ограничено количество раз предоставления жилья, а прямо предусмотрено предоставление жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам, что является юридически значимым фактором. Кроме того, истец просит предоставить ему жилое помещение с учетом имеющегося у него жилья.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным милиции более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Ссылка ответчика на Бюджетный кодекс РФ необоснованна, поскольку физические лица не являются субъектом бюджетных правоотношений.
Доводы представителя мэрии о том, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п. 2.4. Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности гор. Тольятти, ст. 41 Устава гор. Тольятти – обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. мэрию городского округа Тольятти.
Поскольку истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мэрия не оспаривает право истца на получение жилья, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленной законодательством норме предоставления жилья, действующей на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся у истца жилой площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию г. Тольятти предоставить Пужаеву <данные изъяты> жилое помещение в гор. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Решение изготовлено в окончательном виде 10 ноября 2010 года.
Председательствующий: