о предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Халиковой Л.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья.

В судебное заседание истец не явилась, извещена, письменно просила рассмотреть дело без ее участия.

Из искового заявления следует, что истец зарегистрирована по адресу: г. Тольятти, <адрес>, где помимо нее зарегистрировано еще 16 человек, собственного жилья не имеет, проживает на съемной квартире. Истец является инвалидом 2 группы и страдает заболеванием, указанным в п. 5 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, утвержденного Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, и в п. 7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, что является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. 28 апреля 2010 года истец принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи один человек по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.

Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Статьями 1, 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В 2010 году из бюджета Самарской области выделено субвенций на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма и вставших на учет после 01 января 2005 года недостаточно. Указанным Законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД определен порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов. Согласно п. 3 ст. 3 данного Закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и по инвалидам и в зависимости от времени включения их в список очередников. Таким образом, предоставление жилья внеочередникам осуществляется с учетом времени их принятия на учет нуждающихся и предоставления соответствующих субвенций. В настоящее время в списке на внеочередное получение жилых помещений значится 173 семьи. Истец поставлена на учет с 28 апреля 2010 года. Считает, что при вынесении решения необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что истец является инвалидом 2 группы и страдает заболеванием, указанным в п. 5 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, утвержденного Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года, и в п. 7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817, что подтверждается справкой об инвалидности, справкой о решении врачебной комиссии.

Из материалов дела видно, что истец своего жилья не имеет, пояснения истца о том, что она проживает на съемной квартире, не оспорены представителем ответчика.

Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № 5319-р/4 от 11 мая 2010 года истец с 28 апреля 2010 года принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец жильем не обеспечена и состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, и также не оспаривает право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории и с учетом выделения органу местного самоуправления соответствующих субвенций.

Указанные доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь и недостаточную обеспеченность финансовыми ресурсами нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, времени постановки их на учет нуждающихся и наличия у органа местного самоуправления финансовых средств.

Доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочередников, суд также не может принять во внимание, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц, кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения в г. Тольятти устанавливается в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и Постановлением мэра г. Тольятти «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда …».

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Халиковой <данные изъяты> жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий: