РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
с участием прокурора Разумовой Е.В.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5573/10 по иску Прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Стешенко Л.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма,
установил:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Стешенко Л.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.
Представитель истца Разумова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено, что Стешенко Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать ФИО3 умерла в 2003г., сведения об отце в записи акта о рождении записаны со слов матери. Опекуном ребенка был назначен ФИО8 – родной дядя. Согласно распоряжения Администрации Автозаводского района г.Тольятти от 11.08.2006г. №/П Стешенко Л.Н. была передана в приемную семью ФИО4. Какого-либо жилья за Стешенко Л.Н. закреплено не было. В настоящее время она проживает по адресу: <адрес>, находится в декретном отпуске. Согласно выписки из постановления мэра от 16.11.2007г. №/П Стешенко Л.Н. принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Стешенко Л.Н. жилое помещение, расположенное в г.о.Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Стешенко Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Стешенко Л.Н. поставлена на учет и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. На 29.01.2010г. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья числится 194 человека. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о.Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, полагает, что в случае удовлетворения исковых требований Стешенко Л.Н. нарушаются права лиц, стоящих в списке очередности первыми. Просит в иске отказать.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что на основании постановления мэра г.о.Тольятти от 16.11.2007г. №/П «О рассмотрении жилищных вопросов» Стешенко Л.Н. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 26.09.2007г. (сирота).
Из свидетельства о рождении следует, что Стешенко <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец: ФИО2, мать ФИО3, что также подтверждается справкой о рождении.
Мать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
Из пояснений истца следует, что отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери, что также подтверждается справкой о рождении №.
С 2004г. Стешенко Л.Н. проживает по месту жительства опекуна ФИО8, по адресу: <адрес>.
Согласно распоряжения Администрации Автозаводского района г.Тольятти №/П от 11.08.2006г. Стешенко Л.Н. передана в приемную семью ФИО4 и <данные изъяты> <данные изъяты>.
Из выписки из поквартирной карточки от 18.04.2007г. следует, что по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ.р., Стешенко Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ.р. Жилое помещение состоит из 1 комнаты в однокомнатной квартире, жилой площадью 17 кв.м., что также подтверждается актом проверки использования жилой площади от 19.12.2008г.
ДД.ММ.ГГГГ у Стешенко Л.Н. родился сын <данные изъяты>, который также зарегистрирован по указанному адресу, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от 26.10.2010г. В свидетельстве о рождении ребенка, в графе отец – прочерк.
Согласно справки Администрации Новоалександровского сельсовета <адрес> от 26.01.2004г. ФИО3 на день смерти имела на иждивении 8 детей. Соответственного домовладения, жилой площади и другого имущества на территории Новоалександровского сельсовета <адрес> дети не имеют.
Из ответа Управления Росреестра по Самарской области, МП «Инвентаризатор», Шигонского филиала ГУП СО «ЦТИ», Бузулукского филиала ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Стешенко Л.Н., ФИО14 отсутствуют, право приватизации не использовал.
Согласно справки от 14.05.2008г. Стешенко Л.Н. работает в ОАО «АвтоВАЗ» слесарем механосборочных работ в подразделении сборочно-кузовное производство цех сборки автомобилей ВАЗ-1118. Стаж работы в ОАО «АвтоВАЗ» с 20.02.2008г.
Представитель ответчика не оспаривает, что Стешенко Л.Н. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья.
Представитель ответчика также не оспаривает право Стешенко Л.Н. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности соответствующей категории граждан и за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.
Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).
Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.
На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение Стешенко Л.Н. по договору социального найма мэрия не имеет возможности, суд не может принять во внимание, поскольку не подтверждены материалами дела. Поскольку, мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Доводы ответчика о том, что согласно п.1.2 Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, не может быть принята во внимание, поскольку, в соответствии ч.3 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» социальная выплата может предоставляться в соответствии с письменного заявления.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцу должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней, суд считает несостоятельными, поскольку ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь. Таким образом, разрешение требований о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд считает, что обязанность органов местного самоуправления по предоставлению Стешенко Л.Н. жилой площади должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Стешенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, расположенное в городском округе Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 17.11.2010г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья