Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Девятова А.С. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, из которого следует, что в органах внутренних дел истец работает с 2009 года, с 22 декабря 2009 года по настоящее время состоит на службе в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых милиции № 2 УВД по Автозаводскому району городского округа Тольятти. В настоящее время истец со своей супругой ФИО13 и несовершеннолетним сыном ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы и проживают по адресу г. Тольятти <адрес>. Данное жилое помещение истцу и членам его семьи не принадлежит. Другого жилья в г. Тольятти они не имеют. Истец имеет в собственности ? долю жилого помещения, расположенного по адресу г. Жигулевск <адрес> Денежное довольствие, которое получает истец на службе в должности участкового уполномоченного милиции, не позволяет скопить необходимую денежную сумму для приобретения жилья. Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и как участковый уполномоченный милиции с 03.08.2010 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека на основании решения заместителя мэра № 8661-р/4 от 12.08.2010 года. В соответствии с законом РФ «О милиции», истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить жилплощадь в виде отдельной квартиры на состав семьи три человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилого помещения, с учетом имеющегося жилого помещения.
Истец Девятов А.С. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истцы Карбушева Т.И., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просит дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивает.
Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, считает, что являются ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Финансирование службы участковых уполномоченных как подразделения милиции осуществляется за счет средств субъекта федерации, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья лежит не на мэрии г. Тольятти, а на исполнительных органах субъекта федерации. Мэрия, как орган местного самоуправления по смыслу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции. В силу ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, соответствующие органы предусматривается лишь малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Истец требует предоставления жилья по иным основаниям, т.е. как участковому уполномоченному милиции в соответствии с Законом РФ "О милиции", следовательно, жилплощадь должна быть предоставлена истцу соответствующими органами исполнительной власти. При таких обстоятельствах, считает, что мэрия не может быть надлежащим ответчиком по данному делу. Участковые инспектора входят в состав милиции общественной безопасности, финансирование которых осуществляется за счет средств областных и федерального бюджета, в связи с чем к участию в деле в качестве ответчиков подлежат привлечению МВД РФ и Министерство Финансов РФ. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» – финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст. 51 ЖК РФ При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлено, что Девятов <данные изъяты> работает в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции отдела милиции № 2 УВД по Автозаводскому району г.о. Тольятти с 22.12 2009 года по настоящее время, что подтверждается справкой, выписками из приказов №№ 223, 224 от 31.03.2010 года о закреплении участковых за административными участками и по существу не оспаривается сторонами.
Из искового заявления явствует, что истец со своей супругой ФИО15 и несовершеннолетним сыном ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы и проживают по адресу г. Тольятти <адрес>. Данное жилое помещение истцу и членам его семьи не принадлежит. Другого жилья в г. Тольятти они не имеют. Истец имеет в собственности ? долю жилого помещения, расположенного по адресу г. Жигулевск <адрес> Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и как участковый уполномоченный милиции с 03.08.2010 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека на основании решения заместителя мэра № 8661-р/4 от 12.08.2010 года. В соответствии с законом РФ «О милиции», истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.
В подтверждение указанных обстоятельств представлены следующие документы:
· Свидетельство о заключении брака;
· Свидетельство о рождении ребенка;
· Выписка из поквартирной карточки, из которой следует, что Девятов А.В., ФИО17. и ФИО18. зарегистрированы по адресу г. Тольятти <адрес>;
· Выписка из распоряжения заместителя мэра г. Тольятти № 8661-р/4 от 12.08.2010 года, из которой следует, что Девятов А.С. принят в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного найма, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи три человека с 03.08.2010 года как участковый уполномоченный;
· Свидетельство о государственной регистрации права, из которого следует, что Девятову А.С. принадлежит на праве собственности ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартира <адрес> г. Жигулевска Самарской области;
· Справка МУП «Инвентаризатор», из которой следует, что Девятов А.С. и ФИО19 право приватизации в г. Тольятти не использовали, ФИО20 по договору приватизации имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу г. Тольятти <адрес>;
· Договор о передаче квартир в собственность № 21555 от 29.04.1993 года, из которого следует, что в порядке приватизации ФИО21 ФИО22 ФИО23 и ФИО24. приобрели в собственность квартиру по адресу г. Тольятти <адрес>, доли собственников не определены;
· Уведомлениями Управления росреестра по Самарской области, из которых следует, что прав собственности за Девятовым А.С., ФИО25 и ФИО26 на объекты недвижимости в г. Тольятти не зарегистрировано.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец состоит в очереди на получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи три человек, что подтверждается распоряжением заместителя мэра № 8661-р/4 от 12.08.2010 года. То есть Девятов А.С. признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на предоставление жилого помещения.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным УВД по Автозаводскому району гор. Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 N 538 управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет мэрия г. Тольятти или уполномоченный ею орган (п. 5.2.3). В соответствии с п. 2.3 данного Положения к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридически лицам жилых помещения, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда (п. 2.3.1.20). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе городского округа Тольятти (в ред. Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 30.01.2008 N 816). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Устава управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Ссылка ответчика на Бюджетный кодекс РФ необоснованна, поскольку физические лица не являются субъектом бюджетных правоотношений.
Доводы представителя мэрии о том, что финансирование участковых инспекторов осуществляет за счет областных и федерального бюджетов, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья участковым инспекторам должна быть возложена на соответствующие исполнительные органы Министерство Внутренних Дел РФ и Министерство Финансов РФ, суд также находит несостоятельным, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п. 2.3. Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности гор. Тольятти, ст. 37 Устава гор. Тольятти – обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. Мэрию городского округа Тольятти. В связи с чем, для привлечения Министерства Внутренних Дел РФ и Министерства Финансов РФ к участию в деле в качестве ответчиков оснований не имеется.
Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья. Однако данное жилое помещение в силу ст. 51 ЖК РФ должно быть предоставлено в учетом имеющегося у истца Девятова А.С. и его супруги ФИО27 в собственности жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Девятову <данные изъяты> жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом имеющегося жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2010 года.