о предоставлении жилой площади



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.

при секретаре Хасановой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сергеевой Н.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилой площади,

у с т а н о в и л:

Сергеева Н.Н. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Красникова О.В., действующая по устному ходатайству, исковые требования уточнила, пояснив, что истица имеет сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом с детства и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378. Сергеева Н.Н. с 05 ноября 2008 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 4 человека в Управлении по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти для внеочередного получения жилья. Семья истца не имеет своего жилья, проживает в квартире родителей мужа по адресу г.Тольятти <адрес>. Жилая площадь квартиры составляет 39,1 кв.м. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, что является нарушением ее прав и законных интересов. Собственного жилья истец и члены ее семьи не имеют. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить истцу благоустроенную жилплощадь по договору социального найма на состав семьи 4 человека.

В судебном заседании истец Сергеева Н.Н. доводы своего представителя поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Сергеева Н.Н. воспитывает сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, который страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое подпадает под действие п. 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец имеет право в соответствии со ст. 57 ЖК РФ на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Истец состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающегося в жилом помещении с 05.11.2008 года. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения по договором социального найма за счет муниципального жилищного фонда могут быть представлены органами местного самоуправления только в случае наделения органом местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Истец относиться к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», вставших на учет нуждающихся в улучшении условия после 01 января 2005 года, так как воспитывает ребенка-инвалида. В силу Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В силу ст.ст. 19,49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами. Между тем, в 2010 году из бюджета Самарской области субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договором социального найма и ставших на учет после 01.01.2005 года, г.о. Тольятти недостаточно. По этой причине осуществление данных полномочий органами местного самоуправления г.о. Тольятти в полном объеме невозможно. В силу закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и инвалидов, в зависимости от времени включения их в список внеочередников. В списке на внеочередное получение жилых помещений в городском округе Тольятти на 01.01.2010 года значится 173 семьи, Сергеева Н.Н. значится в списке под №140. Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а предоставление жилья внеочередникам осуществляется с учетом времени принятия таких граждан на учет нуждающихся органом местного самоуправления и предоставления субъектом федерации органу местного самоуправления субвенций. Просит в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что Сергеева Н.Н. имеет несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является инвалидом по категории ребенок-инвалид и имеет заболевание, которое входит в п. 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справкой о решении врачебной комиссии МУЗ г.о.Тольятти «Городская клиническая поликлиника №3» от 02.04.2010 года №331/45 и справкой серии МСЭ-206 № 0009661600 от 27.03.2009 года, филиала №29 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области и по существу не оспаривается сторонами.

Объяснения представителя истца подтверждаются:

O Свидетельством о рождении ФИО1;

O Справкой №636 от 24.03.2010 выданной Управлением по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти, согласно которой Сергеева Н.Н. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Управлении по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти с 05.11.2008 года составом семьи 4 человека, семья, имеющая ребенка инвалида с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378;

O Выпиской из поквартирной карточки из которой следует, что Сергеева Н.Н., ФИО1, ФИО11 ФИО1 зарегистрированы по адресу г. Тольятти <адрес>

O справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Сергеева Н.Н., ФИО1., ФИО11 ФИО1 право на участие в приватизации в г. Тольятти не использовали;

O Справками ФРС по Самарской области из которых следует, что Сергеева Н.Н., ФИО1 ФИО11 ФИО1. в реестре собственников по г. Тольятти не значатся.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец стоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 4 человек, как воспитывающая ребенка-инвалида, имеющего заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.

То есть Сергеева Н.Н. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истица в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, имеет на воспитание сына-инвалида, имеющего заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.

Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

Истец в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Сергеевой ФИО17 жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий М.В.Волкова