Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Калиновского Д.М. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, пояснив, что он с 15 января 2010 года состоит в должности участкового уполномоченного милиции УВД по Центральному району городского округа Тольятти, нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку имеет состав семьи три человека (он, жена и сын), собственного жилья не имеет, зарегистрирован у родственников по адресу: г. Тольятти, <адрес>, жена с сыном зарегистрированы у знакомых по адресу: г. Тольятти, <адрес>. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № 10854-р/4 от 14 октября 2010 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека. В соответствии с законом РФ «О милиции», он имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность участкового уполномоченного, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ему жилплощадь в виде отдельной квартиры на состав семьи три человека по установленным законодательством нормам, действующим на момент предоставления жилого помещения.
Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Вадченко А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что мэрия является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О милиции» финансировании милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ. Финансирование службы участковых уполномоченных как подразделения милиции осуществляется за счет средств субъекта федерации, следовательно, и обязанность по предоставлению жилья лежит не на мэрии г. Тольятти, а на исполнительных органах субъекта федерации. Мэрия, как орган местного самоуправления по смыслу ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции. Функции органа местного самоуправления определены ст. 14 ЖК РФ, в соответствии с которой, соответствующие органы предоставляют жилье лишь малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Истец требует предоставления жилья по иным основаниям, т.е. как участковому уполномоченному милиции в соответствии с Законом РФ «О милиции», следовательно, жилплощадь должна быть предоставлена истцу соответствующими органами исполнительной власти. При таких обстоятельствах, считает, что мэрия не может быть надлежащим ответчиком по данному делу и обязанность по предоставлению истцу жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, как соответствующий орган исполнительной власти, финансирующий органы милиции общественной безопасности. Просит в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: … ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; … иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами. А также законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» – финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что истец работает в должности участкового уполномоченного милиции УВД по Центральному району городского округа Тольятти с 15 января 2010 года, что подтверждается справкой с места работы, приказом по личному составу и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений истца явствует, что он нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку имеет состав семьи три человека (он, жена и сын), собственного жилья не имеют. Распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № 10854-р/4 от 14 октября 2010 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Указанные объяснения истца подтверждаются: свидетельством о заключении брака, свидетельством о рождении ребенка, выписками из поквартирной карточки, справкой МП «Инвентаризатор», сообщениями Управления Росреестра по Самарской области, извещением о постановке на учет выписками из распоряжений заместителя мэра г.о. Тольятти.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что истец в собственности жилья не имеет, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи три человека.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает участковым уполномоченным милиции УВД по Центральному району городского округа Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» имеет право на получение жилья.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия не наделена компетенцией по предоставлению жилья работникам милиции, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что в бюджете города не предусмотрены средства на жилищное строительство, из федерального бюджета средства также не поступают, поэтому отсутствует возможность обеспечения истца жильем, суд находит несостоятельными, поскольку Законом РФ «О милиции» обязанность предоставлять жилье возложена на органы местного самоуправления, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Ссылка ответчика на Бюджетный кодекс РФ необоснованна, поскольку физические лица не являются субъектом бюджетных правоотношений.
Доводы представителя мэрии о том, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», п. 2.4. Положения о порядке управления объектами муниципальной собственности гор. Тольятти, ст. 41 Устава гор. Тольятти – обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. мэрию городского округа Тольятти.
Поскольку истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мэрия не оспаривает право истца на получение жилья, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, свободного жилого фонда, служебного жилого фонда у милиции и других обстоятельств, поскольку ст. 30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным.
Согласно постановления мэра г. Тольятти № 141-1/П от 05 октября 2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма …» на территории городского округа Тольятти установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей из трех и более человек – по 15,0 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленной законодательством норме предоставления жилья, действующей на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Калиновскому <данные изъяты> жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: