Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ященко И.А. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Ященко И.А. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Демина Н.Н., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что истица с момента рождения и до июля 1996 года проживала в с. Хабары Хабарского района Алтайского края, а затем в июле 1996 года приехала на постоянное место жительства в г. Тольятти, где в период с 16.08.1996 года по 25.10.1996 года была зарегистрирована в общежитии по адресу <адрес>. Затем ей администрацией ОАО «Волгоцеммаш» на основании ордера № 180 от 28.10.1996 года было предоставлено для проживания жилое помещение – койко/место в комната № в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. По указанному адресу истица вселилась и зарегистрировалась 12.11.1996 года и проживает до настоящего времени. Истица является единственным нанимателем данной комнаты в общежитии и оплачивает все причитающиеся коммунальные услуги. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» нет документов, подтверждающих его право собственности на спорное общежитии, при этом оно не включено и в реестр муниципальной собственности г. Тольятти. Истица имеет намерение приватизировать спорную комнату в общежитии. Истица является гражданкой РФ, проживает в изолированном жилом помещении на условиях социального найма в здании, ранее использовавшимся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданным в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, ранее право участия в приватизации не использовала. Просит признать за истицей право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истцу должно быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, поскольку дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому приватизации жилое помещение, занимаемое истцом не подлежит. Более того, истице для проживания было предоставлено койко/место. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ОАО «Волгоцемамаш» Кирюткина А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями полностью согласилась, против их удовлетворения не возразила.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Ященко <данные изъяты> является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу г. Тольятти <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и архивной справкой ООО «Управление социального развития», из которой следует, что на основании решения администрации ОАО «Волгоцеммаш» от 28.10.1996 года Ященко И.А. на основании ордера № 180 было предоставлено койко/место в комнате № в общежитии по адресу г. Тольятти <адрес>, в указанной комнате кроме Ященко И.А. никто не зарегистрирован. Указанные обстоятельства по существу не оспариваются сторонами.
Из объяснений представителя истца следует, что истица с момента рождения и до июля 1996 года проживала в с. Хабары Хабарского района Алтайского края, а затем в июле 1996 года приехала на постоянное место жительства в г. Тольятти, где в период с 16.08.1996 года по 25.10.1996 года была зарегистрирована в общежитии по адресу <адрес>. Затем ей было предоставлено для проживания жилое помещение – койко/место в комната № в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. По указанному адресу истица вселилась и зарегистрировалась 12.11.1996 года и проживает до настоящего времени. Истица является единственным нанимателем данной комнаты в общежитии и оплачивает все причитающиеся коммунальные услуги. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» нет документов, подтверждающих его право собственности на спорное общежитии, при этом оно не включено и в реестр муниципальной собственности г. Тольятти. Истица имеет намерение приватизировать спорную комнату в общежитии. Истица является гражданкой РФ, проживает в изолированном жилом помещении на условиях социального найма в здании, ранее использовавшимся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданным в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, ранее право участия в приватизации не использовала
Указанные объяснения представителя истца подтверждаются:
Показаниями свидетеля ФИО10., которая суду пояснила, что истицу знает, соседи по общежитию. Более того, свидетель работает вахтером в данном общежитии по <адрес>. истица проживает в комнате № с 1996 года, проживает одна, к ней никто не вселялся.
Объяснения представителя истца также подтверждаются:
В соответствии с ч. 1 ст.5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащее государству (государственный жилищный фонд).
На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с ч.1 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991г. 3 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) при приватизации предприятий, находящихся в федеральном (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизированного имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизированного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых.
Таким образом, при реорганизации ПО «Волгоцеммаш» в ОАО «Волгоцеммаш» жилые помещения, в том числе и занимаемое истцом, должны были быть переданы и находится в ведение администрации по месту нахождения объекта (муниципалитета). Неисполнение требований законодательства при акционировании предприятия повлекло необоснованное включение жилых помещений общежития по <адрес> в План приватизации ОАО «Волгоцеммаш» и они не были переданы исполнительному органу местного самоуправления. В свою очередь Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, расположенного по адресу г. Тольятти <адрес>, чем были нарушены вышеуказанные положения закона, что повлекло за собой необоснованное включение здание общежития по <адрес> в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, на основании договора № 125 от 5.12.1997 года. Данный договор в этой части является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону, положения которого приведены выше.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истица занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 года «Вопросы применения жилищного законодательства» (ответ на вопрос № 20) указано следующее: «Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежития, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям».
Представители ответчиков факт, что истица занимает изолированное жилое помещение (комнату) не оспаривает. Данный факт подтверждается архивной справкой и выпиской из поквартирной карточки, из которых видно, что истица занимает комнату № и является единственным нанимателем данной комнаты.
Таким образом, доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что истица не может приватизировать всю комнату, поскольку ей для проживания было предоставлено только одно койко/место, суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено и по существу не оспаривается представителями сторон, что истица с момента заселения и до настоящего времени проживает в спорной комнате общежития одна, никто в данной комнате с 1996 года больше не был зарегистрирован и истица является единственным нанимателем данной комнаты в общежитии, прав иных лиц на проживание в данной комнате не заявлено, право истицы на приватизацию спорной комнаты общежития третьими лицами не оспорено.
Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Из пояснений представителя истца видно, что истица правом на приватизацию ранее не воспользовалась, что фактически не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается имеющимися в деле документами: справкой администрации Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края, справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, карточкой прописки, выписками из поквартирной карточки, справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, сообщениями Управления Росреестра по Самарской области, из которых видно, что истица с 1996 года постоянно проживает в г. Тольятти, спорная комната в общежитии является последним и постоянным местом жительства, что также не оспаривается представителями ответчиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Судом установлено, и не оспаривается представителями ответчиков, что право собственности на объект недвижимости комната <адрес> г. Тольятти в установленном законом порядке не зарегистрировано. Таким образом, в настоящее время мэрия г.о. Тольятти не может заключить с истицей договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого ею жилого помещения, поскольку право собственности муниципалитета на данную комнату не зарегистрировано, в связи с чем, невозможно будет зарегистрировать и переход права собственности на спорное жилое помещение к истице.
Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на комнату <адрес> г. Тольятти не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку возникновение ее права собственности на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истица имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: гор. Тольятти, <адрес> и за ней должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Ященко <данные изъяты> право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес> в г. Тольятти.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: