РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Сметаниной О.Н.
с участием прокурора Гладковой Е.В.,
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5898/2010 по иску прокурора г.о. Тольятти, действующего в интересах Ильина А.В. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.о. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ильину А.В. жилое помещение по договору социального найма, вне очереди, по тем основаниям, что Ильин А.В. является лицом, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Ильин А.В. был оставлен матерью в родильном доме, является инвалидом третьей группы. Закрепленного жилья Ильин А.В. не имеет, до 2007 года проживал в пансионате для инвалидов <данные изъяты>, затем в ГУ СО «<данные изъяты> С 14.09.2009 года Ильин А.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Тольятти Гладкова Е.В. иск поддержала, пояснив, что Ильин А.В. должен быть обеспечен квартирой по договору социального найма. В связи с этим просила обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Ильину А.В. жилое помещение.
Ильин А.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Вадченко А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона (пп.2.п.2 с.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей») истцу жилое помещение может быть предоставлено только по наступлению его очереди. Кроме того, считает, что полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан обладает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах, перечисленных из областного бюджета субвенций.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что Ильин А.В. был оставлен матерью в родильном доме, является инвалидом с детства, группа инвалидности третья, что подтверждается актом от 15.08.1990 года, справкой серии МСЭ № На основании решения Исполнительного комитета СНД г. Тольятти № 483 от 25.10.1990 года Ильин А.В. определен в специализированный детский дом г. Тольятти, до этого 3 года находился в больнице. Приказом Главного управления народного образования администрации Самарской области № 262 от 26.08.1992 года Ильин А.В. переведен из детского дома № 6 г. Тольятти во <адрес>. На основании решения Центрального райсуда г. Тольятти № был установлен факт оставления Ильина А.В. без попечения родителей. 06.09.2001 года Ильин А.В. зачислен во вспомогательную школу – интернат с. <адрес> Самарской области в 5 класс. Распоряжением администрации Камышлинского района Самарской области № 65 от 20.05.2005 года Ильин А.И. определен в пансионат для <адрес>. В период с 01.09.2006 года по 30.06.2008 года обучался в Камышлинском ГОУ НПО ПУ № 40, Ильиным А.В. была получена профессия «тракторист-машинист». В период с 28.07.2007 года по 24.11.2008 года истец проживал в ГУ СО «<адрес> <адрес> Решением Камышлинского суда Самарской области № Ильин А.В. был признан недееспособным, решением Центрального райсуда г. Тольятти от № Ильин А.В. признан дееспособным. Согласно Свидетельству № 3225 о регистрации по месту пребывания с 03.09.2008 года по 02.03.2009 года и Свидетельству № 2471 о регистрации по месту пребывания с 03.07.2009 года по 26.12.2009 года Ильин А.В. был зарегистрирован по месту пребывания: г. Тольятти, №
На основании решения заместителя мэра г.о. Тольятти № 8751-р/4 от 14.09.2009 года Ильин А.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № 8349-р/4 от 04.08.2010 года Ильину предоставлено 1 койко-место жилое в общежитии: г. Тольятти, ул. №
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и по существу не оспариваются сторонами.
Представитель ответчика не оспаривает право Ильина А.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право Ильина А.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч.2 ст.57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди, закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет в качестве нуждающихся. Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления Ильину А.В. жилого помещения будут нарушены права других внеочердников, поскольку его право не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Обеспечение жилой площади производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз.2 а.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей»).
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истцу должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Ильина А.В. жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск прокурора г.о. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ильину ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено ______________________
Председательствующий Сметанина О.Н.