о признании участника целевой программы `Жилище`



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Морозова А.В., Морозовой О.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Морозова Д.А. к Мэрии городского округа Тольятти о признании участниками целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года

у с т а н о в и л:

Морозов А.В. и Морозова О.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Морозова Д.А., обратились в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти о признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2009-2012 года» с даты признания нуждающимися в улучшении жилищных условий с 24.05.2001 года.

В судебном заседании истцы и их представитель Ежова С.М., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали, суду пояснили, что в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2009-2012 года», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 03.04.2009 года № 193, приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2007 года № 47 семья истцов в составе 3 человека распоряжением зам. Мэра г. Тольятти № 5510-4/р от 19.08.2008 года включена в список молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2009 году. 05.06.2010 года из средств массовой информации истцам стало известно, что очередность на получение субсидии может быть изменена по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства. Поскольку истцы уже достигли 30-тилетнего возраста и ожидание может обернуться для них невозможностью получения субсидии, она 05.10.2010 года обратились в Мэрию г. Тольятти с письменным заявлением признать их семью в полном составе участниками вышеуказанной программы по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства – с 24.05.2001 года. Однако им распоряжением № 11708-р/4 от 11.11.2010 года было отказано по причине того, что из всех членов их семьи постановлением главы администрации Центрального района г. Тольятти № 1162 от 24.05.2001 года нуждающимся в улучшении жилищных условий был признан только лишь Морозов А.В. Считают данный отказ незаконным, поскольку распоряжением зам.мэра № 9226-р/4 от 30.08.2010 года семья истцов в полном составе была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24.05.2001 года в связи с изменением состава семьи. Формирование очереди и предоставление социальных выплат в рамках подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы осуществляется в порядке, определенном Правительством Самарской области, с даты признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условии й. Ввиду того, что ожидание субсидии на улучшение жилищных условий носит длительный характер, постановка семьи истцов в очередность 2009 года создает невозможность ее получения в определенном законодательством возрасте, а именно до 35 лет. Таким образом, единственная возможность для истцов улучшить жилищные условия – быть включенной в соответствующий список очередности на получение субсидии с 24.05.2001 года, то есть с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просят признать семьи истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2009-2012 года» с даты признания нуждающимися в улучшении жилищных условий с 24.05.2001 года

Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что распоряжением заместителя мэра г. Тольятти № 5510-4/Р от 19.08.2008 года семья истцов включена в списко молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в 2009 году. Применительно к Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п. 22 Правил в первую очередь в списки молодых семей – участников подпрограммы, включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года. То есть, семьи признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям, включаются в списки участников Подпрограммы в первую очередь. Истцы, ссылаясь на п. 22 Правил полагают, что имеют право быть поставлены в списки с даты признания Морозова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, то есть с 24.05.2001 года. Однако 24.05.2001 года только Морозов А.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек, а не составом семьи 3 человека, в связи с чем, основания претендовать на включение в список участников подпрограммы с составом семьи 3 человека с даты постановки на учет с составом семьи 1 человек, отсутствуют. Истцы в обоснование требований ссылаются на распоряжение зам. Мэжра от 30.08.2010 года № 9226-р/4, в соответствии с которым семья истцов в составе 3 человека признана состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 24.05.2001 года. Однако в указанное распоряжения в связи с наличием в нем технической ошибки распоряжением от 22.11.2010 года № 12112-р/4 внесены изменения и п. 2.2 распоряжения изложен в новой редакции. В силу ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. Учитывая, что заявление об изменение состава семьи и пакет необходимых документов для признания Морозовых составом семьи три человека нуждающимися в жилых помещения, поданы в орган местного самоуправления 28.07.2010 года, то истцы считаются состоящими на учете на общих основаниях с составом семьи 3 человека в даты подачи ими указанного заявления. Поскольку законных оснований для включения семьи истцов в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 24.05.201 года не имеется, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, при рождении (усыновлении) ребенка. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

В соответствии с п. 6 Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979)

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257)

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Центрального района г. Тольятти от 24.05.2001 года № 1162 Морозов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий на квартире по адресу г. Тольятти <адрес>, вынужденный переселенец, составом семьи 1 человек принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ 2002 года Морозов <данные изъяты> вступил в зарегистрированный брак с Морозовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ 2002 года у них родился сын Морозов <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации брака и свидетельством о рождении ребенка.

Согласно Распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № 5510-4/р от 19.08.2008 года семья Морозова А.В. составом семьи 3 человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, со дня подачи заявления с 22.07.2008 года.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.08.2010 года № 9226-р/4 постановлено (п.2.2) в связи с изменением состава семьи считать Морозова <данные изъяты> состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека с 24.05.2001 года.

05 октября 2010 года Морозов А.В. обратился в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением о признании его и его семью в составе 3-х человек участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы по дате признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства м 24.05.2001 года.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 11.11.2010 года № 11708-р/4 Морозову А.В., с составом семьи 3 человека, отказано в признании его участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 24.05.2001 года, поскольку с 24.05.2001 года он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства составом семьи 1 человек.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.11.2010 года № 12112-р/4 в связи с наличием неточностей внесены изменения в п. 2.2 распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.08.2010 года № 9226-р/4 и указанный пункт изложен в новой редакции: на основании личного заявления от 28.07.2010 года изменить состав семьи Морозова <данные изъяты> с 1 человека на 3 человека в связи с заключением брака с Морозовой О.В. и рождением сына Морозова Д.А.

Суд считает, что поскольку жилищным законодательством РФ (ст. 52 ЖК РФ) установлен заявительный характер принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, семья истцов составом 3 человека является принятой на учет в качестве нуждающейся в жилых помещения с момента подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления, то есть с 28.07.2010 года.

Доводы представителя истцов о том, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 30.08.2010 года № 9226-р/4 в связи с изменением состава семьи постановлено считать Морозова <данные изъяты> состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека с 24.05.2001 года, в связи с чем, истцы могут быть включены в список очередности на получение субсидии с 24.05.2001 года, суд считает несостоятельными, поскольку данное распоряжение заместителя мэра в указанной части (п.2.2) изменен в связи с наличием неточностей распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 22.11.2010 года № 12112-р/4, указано об изменении состава семьи Морозова А.В. на основании поданного им заявления от 28.07.2010 года. Более того, семья Морозова А.В. составом семьи 3 человека не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24.05.2001 года, поскольку семья образовалась лишь ДД.ММ.ГГГГ.2002 года, а сын рожден ДД.ММ.ГГГГ.2002 года.

Требования представителя истцов о включении в список очередности на получение субсидии с ДД.ММ.ГГГГ.2002 года, то есть с момента образования семьи и рождения ребенка, суд также считает необоснованными по вышеуказанным обстоятельствам, поскольку они не основаны на законе.

Доводы представителя истцов о том, что они с 2002 года не могли обратиться в мэрию с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека, поскольку занимались воспитанием ребенка и физически не могли этого сделать, суд не может расценивать как основание для изменения даты включения истцов в список очередности на получение субсидии.

Ссылка представителя истцов в обоснование своих требования на постановление Правительства Самарской области от 03.04.2009 года № 193, и приказ Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.09.2007 года № 47 несостоятельны, поскольку указанные нормативные акты регулируют правоотношения, связанные с осуществлением реализации областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2012 годы, тогда как истцы заявляют требования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

Таким образом, суд считает, что в связи с отсутствием законных оснований истцам правомерно отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 года с 24.05.2001 года, поэтому в удовлетворении их исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска Морозова А.В., Морозовой О.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Морозова Д.А. к Мэрии г.о. Тольятти о признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2009-2012 года» с даты признания нуждающимися в улучшении жилищных условий с 24.05.2001 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий