РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2010 года Центральный районный суд г.Тольятти в составе
председательствующего Волковой М.В.
при секретаре Хасановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бочаровой Е.В. к мэрии г.о. Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании права на получение сертификата, дающего право на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли о признании права на получение сертификата, дающего право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., обязании мэрии г.о.Тольятти и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области восстановить истца в списке семей-претендентов, имеющих право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что постановлением мэра г.о.Тольятти №796-1/п от 210.03.2008 года семья истца в составе 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. В октябре 2010 года было получено уведомление №20108 от 01.11.2010 года о том, что семья истца перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи-участницы подпрограммы, так как возраст Бочаровой Е.В. превысил 35 лет. Данная информация была доведена до мэрии г.о.Тольятти письмом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 12.08.2010 года №7-16/2751. Истцом были выполнены все условия, предусмотренные ст.5 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. Однако семья истца была исключена из числа участников программы, в связи с превышением возраста 35 лет. Считает исключение из программы необоснованным, поскольку в соответствии с п.5 Постановления участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. На момент включения семьи истцов в список на получение социальной выплаты (2008 год) возраст истца не достигал 35 лет. Возраст должен учитываться на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы. Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года, определен порядок постановки молодой семьи на учет, оговорены сроки, в которые формируются списки, заявки на выделение из федерального бюджета средств. Кроме того, основанием для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат является: молодые семьи-претенденты на получение социальных выплат не представили необходимые документы для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами (п.26 Постановления).Других оснований для исключения семьи из списка данными правилами не предусмотрено. Органом исполнительной власти субъекта РФ необоснованно затянуты сроки принятия решения о формировании списка претендентов. Исключением истцов из списков нарушены их конституционные права на получение жилья. В настоящее время семья истца лишена права на жилище, так как в отсутствие социальной выплаты не сможет улучшить свои жилищные условия. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти, действующий по доверенности, поддерживает письменные возражения. Согласно представленного возражения на исковое заявление, исковые требования не признают. Одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Для участия в указанной подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления пакет документов, предусмотренный правилами. Орган местного самоуправления формирует списки претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и согласно п. 21 Правил представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. На основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта РФ формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей- участников подпрограммы. Поскольку сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату и список претендентов утверждает орган исполнительной власти субъекта РФ, то и решение об исключении молодых семей из сводного списка принимает орган исполнительной власти субъекта РФ. После принятия решения орган исполнительной власти должен доводить до сведения органа местного самоуправления решение об исключении молодых семей из сводного списка. Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области семья Бочаровой Е.В. была исключена из списка участников подпрограммы в связи с превышением возраста 35 лет, что подтверждается письмом от 12.08.2010 года №7-16/2751. Данным письмом Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области уведомило мэра г.о.Тольятти об исключении семьи Бочаровой Е.В. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». То есть семья истицы была исключена из сводного списка участников подпрограммы именно Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, а мэрия г.о.Тольятти была лишь уведомлена о данном факте. Мэрия г.о.Тольятти лишь осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья в планируемом году в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения средств федерального бюджета на софинансирование предоставления социальных выплат. Эти функции мэрия г.о.Тольятти выполняет в полном объеме. Считает, что семья Бочаровой Е.В. с составом семьи 2 человека правомерно исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», так как на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году, возраст Бочаровой Е.В. превысил установленный п.5 Правил 35 лет. Просит в удовлетворении исковых требований Бочаровой Е.В. отказать.
Представитель ответчика Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменно просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Согласно представленного возражения на исковое заявление, по состоянию на 05.10.2010 года Бочарова Е.В., 16.09.1974 года рождения, достигла 16.09.2010 года возраста 36 лет, в связи с чем перестала удовлетворять требованиям участия в программе и не вошла в указанный список при его формировании. Данная информация письмом от 134.10.2010 года №7-16/2847 направлена в адрес мэрии г.о.Тольятти с указанием молодых семей, исключенных из указанного списка. Таким образом, семья Бочаровой Е.В. законно исключена из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию программы. Просят в удовлетворении исковых требований Бочаровой Е.В. отказать.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает исковые требования необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что постановлением мэра г.о. Тольятти № 796-1/п от 20.03.2008 года семья Бочаровой Е.В. составом семьи 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получит социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году.
Согласно уведомления №20108 от 01.11.2010 года заместителя руководителя Управления по жилищным вопросам мэрии г.о.Тольятти Бочаровой Е.В. перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы. Соответствующая информация доведена до мэрии г.о.Тольятти письмом министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Хасаева от 12.08.2010 года №7-16/2751.
Из возражения ответчика Министерства экономического развития, инвестиций и торговли видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В силу п.п. 21,22 указанных Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).
Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. 26.06.2009 года указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от 25.06.2009 года № 1-30/1617 в Минрегион России в установленный срок, т.е. до 25.06.2009 года. Эта дата определена заказчиком подпрограммы. Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать 25.06.2009 года. Указанный список, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенного на реализацию подпрограммы в 2009 году включил 242 семьи, в том числе и 130 семей из г. Тольятти, семья истцов не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты.
В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 10.08.2009 года № 86, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст одного из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст членов которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет. Из материалов дела видно, что 16.09.2010 года истцуБочаровой Е.В. исполнилось 36 лет, в связи с этим семья истца была исключена из списка, поскольку она перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно утратили право на получение социальной выплаты как участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.
Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, следует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья истца была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в 2008 году. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников подпрограммы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные подпрограммой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ. Истцом не предоставлено доказательств того, что они в установленном порядке приобрели статус претендента на получение социальной выплаты, а именно этот статус дает право на получение в будущем истребуемой истцом суммы.
Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истцов возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи Бочаровой Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из этого списка она не исключена, а право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у истца в установленном законом порядке не возникло. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Бочаровой Е.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Волковой