Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре Ширяевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-78/2011 по иску ЧанковойН.Б., Чанкова Г.Е., Елисеева Р.А. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
У с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании истица Чанкова Н.Б. исковые требования поддержала суду пояснила, что она и ее семья проживают в однокомнатной квартире общей площадью 33,1 кв.м и жилой площадью 17,1 кв.м в тяжелых условиях. Ее сын Елисеев Р.А. является инвалидом II группы с детства, состоит на учете у психиатра с 1998 года и имеет заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний дающих право на внеочередное предоставление жилья. Ее муж Чанков Г.Е. так же стал инвалидом и получил заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилья и дополнительную площадь в связи с выходом на инвалидность. Однако мэрией городского округа Тольятти во внеочередном порядке жилье не предоставляется. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить ее семье на состав семьи три человека во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Истцы Чанков Г.Е., Елисеев Р.А. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что ЧанковаН.Б. является матерью ребенка-инвалида, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 08.10.1997 г. с составом семьи три человека. С 01.02.2005 г. семья включена в список граждан категории инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, дающих право на дополнительную жилую площадь. Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, семьям, имеющим детей инвалидов, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно п. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем. Однако в связи с отсутствием свободных жилых помещений мэрия городского округа Тольятти не может предоставить жилые помещения из муниципального жилищного фонда городского округа Тольятти. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Кроме того, статьей 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Законом Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное улучшение жилья в связи с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Согласно выписке из поквартирной карточки, Чанкова Н. Б. с семьей зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес> Данную квартиру, общей площадью 33,1 кв.м. истец имеет в собственности. В соответствии с п.2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище» от 05.07.2005 №139 ГД, при наличии у заявителя и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия городского округа Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в удовлетворении исковых требований Чанковой Н.Б., Чанкова Г.Е., Елисеева Р.А. к мэрии городского округа Тольятти отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Елисеев Р.А., 1987 года рождения является инвалидом 2-ой группы, страдает хроническим психическим заболеванием. Данное заболевание входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 и подпадает под действие ч. 2 ст. 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, что подтверждается справкой об инвалидности, выпиской из постановления КЭК и по существу не оспаривается представителем ответчика.
Также судом установлено, что Чанков Г.Е., 1962 года рождения является инвалидом 3-ей группы, с заболеваниями, дающими право на дополнительную жилую площадь, согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817, заболевание входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, что подтверждается справкой ВК ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» г.Тольятти, выпиской из постановления КЭК и не оспаривается представителем ответчика.
Из выписки из поквартирной карточки от 27.12.2010 г. видно, что истцы проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес> с 1999 года по настоящее время. Данное жилое помещение- однокомнатная квартира, общей площадью 33,1кв.м на праве общей долевой собственности принадлежит Чанковой Н.Б., что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель ответчика не оспаривает, что истица Чанкова Н.Б. с составом семьи три человека состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 01.02.2005 года.
Представитель ответчика также не оспаривает право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истицам согласно очередности льготников соответствующей категории.
Указанные доводы ответчика суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истцов, на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.
В связи с этим не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя ответчика о том, что мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций, а поскольку денежные средства не перечислены, следовательно, жилое помещение истцам должно быть предоставлено Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как в соответствии с Жилищным законодательством РФ именно на органы местного самоуправления возложены обязанности по предоставлению жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истцов жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище», при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением мэра г.о. Тольятти от 05.10.2005 г. № 141-1/п установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семьи из трех человек и более человек – по 15 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истицу Чанкову Н.Б. жилой площадью в г.Тольятти на состав семьи три человека (Чанкову Н.Б., Чанкова Г.Е., Елисеева Р.А.) по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся жилой площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Чанковой Н.Б. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи три человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья с учетом имеющейся жилой площади.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 января 2011 г.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: