обязание устранить нарушения законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 января 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти к Мэрии городского округа Тольятти об обязании устранить нарушения законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Тольятти в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти об обязании устранить нарушения ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем понуждения к исполнению полномочий собственника в отношении автомобильных дорог в границах городского округа Тольятти.

В судебном заседании пом. прокурора Центрального района г. Тольятти Гладкова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что проведенной прокуратурой Центрального района г. Тольятти проверкой соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участки автомобильных дорог по улицам Комсомольской, Ленина, Ленинградской и Лесной Центрального района г.о. Тольятти находятся в состоянии, не соответствующем требованиям технических регламентов и создающем угрозу безопасности участникам дорожного движения. Так, согласно акта обследования автомобильных дорог Центрального района г.о. Тольятти от 26.10.2010 года, выявлены многочисленные недостатки. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира); по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября; по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской; а также по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения. В силу действующего законодательства лицом, обязанным содержать указанные автомобильные дороги в границах г.о. Тольятти в надлежащем состоянии является мэрия городского округа Тольятти. Просит обязать мэрию городского округа Тольятти устранить нарушения ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» путем понуждения к исполнению полномочий собственника в отношении автомобильных дорог в границах г.о. Тольятти по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира); по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября; по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской; а также по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской:

- провести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира);

- по ул. Комсомольской остановку общественного транспорта (ООТ)
«Пенсионный фонд» обеспечить пешеходным переходом и пешеходной дорожкой через разделительную полосу;

- правый поворот с ул. Комсомольской на ул. Новозаводскую привести в
соответствие с требованиями СНиП 2.05.02-85 для обеспечения совершения
общественным транспортом маневра на свою полосу;

- по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября
восстановить бордюрный камень, выполнить планировку обочин, восстановить
асфальтовое покрытие в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93;

- по ул. Ленина обеспечить посадочными площадками ООТ «Тех. училище», ООТ «Детский мир», ООТ «Северянка», ООТ «Дворец пионеров», ООТ «ул.Гагарина»;

- по ул. Ленина на ООТ «Северянка», ООТ «Дворец пионеров» восстановить бордюрный камень вдоль заездных карманов, а также восстановить обочину на ООТ «Дворец пионеров;

- по ул. Ленина на ООТ «ул.Гагарина» в заездном кармане восстановить люк ливневой канализации до уровня проезжей части в соответствии с требованиями п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93;

- провести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской (в т.ч. восстановить высоту бордюрного камня, выполнить планировку обочин);

- по ул. Ленинградской остановку общественного транспорта «ТМО 2» (городская больница № 2 им В.В. Баныкина) обеспечить посадочными
площадками, восстановить бордюрный камень; пассажирский павильон по четной стороне разместить вне заездного кармана;

- на пересечении ул. Ленинградской с ул. Советской и в районе дома № 18 восстановить люки дождеприемников относительно лотка в соответствии с требованиями п. 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93;

- по ул. Ленинградской на ООТ «Театр Колесо» восстановить бордюрный камень;

- провести капитальный ремонт и реконструкцию автомобильной дороги по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской (в т.ч. восстановить бордюрный камень и обочину).

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Стрельникова Е.Б., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что исковые требования являются необоснованными, истцом не указано, какие именно нормы закона ответчиком были нарушены. Представленный акт обследования автомобильных дорог вызывает сомнения, проверка состоянии дорог в силу закона должна проводиться с участием соответствующих органов исполнительной власти, что в данном случае сделано не было. Также в акте отсутствуют сведения каким правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам не соответствует состояние дорог. Более того, капитальный ремонт автодорог производится при наличии проектов, имеющих положительное заключение государственной экспертизы, а также на основании разрешения на строительство, оплата производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые выделяются в соответствии с принятым бюджетом на текущий год. Просит в удовлетворении иска отказать

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 13 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 16 вышеуказанного Федерального закона

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается: - органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществлять в границах городского округа.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

2. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

3. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения»

1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями. Вид, сроки и состав дорожных работ по каждому участку автомобильной дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании ведомостей дефектов, диагностики, инженерных изысканий, проектной документации и других документов, содержащих оценку фактического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, расположенных на территории Центрального района г. Тольятти. По результатам проверки был составлен акт обследования автомобильных дорог Центрального района г.о. Тольятти от 26 октября 2010 года, из которого следует, что в ходе обследования были выявлены следующие недостатки:

- ул. Комсомольская на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира): на проезжей части продольные и поперечные трещины, волнообразования, колейность; ООТ «Пенсионный фонд» нет пешеходного перехода, отсутствует пешеходная дорожка через разделительную полосу; нуждается в проведении капитального ремонта;

- ул. Комсомольская, пересечение с ул. Новозаводской: при осуществлении правого поворота с ул. Комсомольской на ул. Новозаводскую общественному транспорту не хватает радиуса для совершения маневра;

- ул. Ленина, участок от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября: разбит, местами отсутствует бордюрный камень; выбоины размерами близкими к предельно допустимым (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93); на проезжей части продольные и поперечные трещины; необходимо выполнить планировку обочин;

- ул. Ленина, ООТ «Тех. училище»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью;

- ул. Ленина, ООТ «Детский мир»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью;

- ул. Ленина, ООТ «Северянка»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, отсутствует бордюрный камень вдоль заездного кармана;

- ул. Ленина, ООТ «Дворец пионеров»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, отсутствует бордюрный камень вдоль заездного кармана, обочина занижена;

- ул. Ленина, ООТ «ул.Гагарина»: посадочная площадка в одном уровне с проезжей частью, в заездном кармане отклонение люка ливневой канализации относительно уровня проезжей части более чем на 2 см (20 см);

- ул. Ленинградская, участок от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина
до ул. Белорусской: на проезжей части шелушение, волнообразования, колейность, продольные и поперечные трещины; занижен бордюрный камень; необходимо выполнить планировку обочин; нуждается в проведении капитального ремонта;

- ул. Ленинградская, ООТ «ТМО 2» (городская больница № 2 им В.В. Баныкина): отсутствуют посадочные площадки, отсутствует бордюрный камень, пассажирский павильон расположен в заездном кармане (четная сторона);

- ул. Ленинградская, пересечение с ул. Советской и в районе дома № 18: занижены люки дождеприемника более чем на 3 см (20-25 см);

- ул. Ленинградская, ООТ «театр Колесо»: бортовой камень разрушен до арматуры;

- ул. Лесная, участок от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской: продольные и поперечные трещины, колейность, волнообразования; на всем протяжении разрушен бордюрный камень; занижены обочины; на всем протяжении имеются повреждения проезжей части, размеры которых близки к предельно допустимым согласно требований ГОСТ Р 50597-93; нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

Судом также установлено и не оспаривается представителем Мэрии г.о. Тольятти, что автомобильные дороги в границах г.о. Тольятти по ул. Комсомольской на участке от ул. К.Маркса до ул. Лесной и на участке от ул. Новозаводской до ул. Мира (в направлении ул. Мира); по ул. Ленина на участке от ул. Гагарина до б-ра 50 лет Октября; по ул. Ленинградской на участке от ул. Голосова до б-ра Ленина и от ул. Жилина до ул. Белорусской; по ул. Лесной на участке от ул. К.Маркса до ул. Комсомольской относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и в силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать (в том числе производить ремонт) указанные автомобильные дороги является Мэрия городского округа Тольятти.

Согласно муниципального контракта № 1519-дг/4.2-2 от 30 декабря 2009 года Мэрия городского округа Тольятти свое обязательство по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства Центрального района получило ЗАО «ЭкоСфера».

Законодательством РФ предусмотрен определенный порядок для установления участков автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту, это обследование, диагностика и инженерные изыскания их фактического состояния по отношению к нормативным значениям и составление соответствующих дефектных ведомостей. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Для производства капитального ремонта составляется проектная документация, соответствующая требованиям, установленным Правительством РФ, которая в последующем представляется на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора.

В соответствии ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При рассмотрении указанного гражданского дела допустимым доказательством нарушения со стороны Мэрии г.о. Тольятти требований законодательства в области безопасности дорожного движения, в данном случае в сфере ремонта и содержания автомобильных дорог, является акт контрольного осмотра либо обследования дорог на соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Суд считает, что представленный суду акт обследования автомобильных дорог от 26.10.2010 года составлен с нарушением требований закона и не может быть признан надлежащим документом, свидетельствующим о несоответствии автомобильным дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, поскольку в указанном акте отсутствуют указания на то, каким правилам, стандартам и нормам не соответствует тот или иной выявленный при осмотре недостаток автодороги. Более того, указанный акт не содержит сведений каким органом и на основании какого правового документа был определен состав комиссии, акт не подписан всеми участвующими в проверке лицами.

Таким образом, указанный акт не является допустимым доказательством по делу.

В связи с изложенным, суд считает, что истцом не представлено в суд доказательств нарушения Мэрией г.о. Тольятти требований ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Тольятти к Мэрии городского округа Тольятти об обязании устранить нарушения законодательства – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2011 года