о назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2011 г. Центральный райсуд г. Тольятти в составе

председательствующего Серикова В.А.,

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сайфутдиновой Е.Б. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сайфутдинова Е.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, из которого следует, что 18.11.2010 года ей была назначена пенсия по старости на основании пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 6667,1 рубля. Из них 900 рублей начислено на одного иждивенца.

Согласно расчетов УПФ ей засчитан стаж, выработанный до 01.01.2002 года по Списку № 1 (в качестве бортпроводника) с 08.10.1985 года по 29.10.1991 года и с 1991 года по 1994 год, всего 8 лет 4 месяца; 8 лет 3 месяца работы в районах Крайнего Севера; общий трудовой стаж 19 лет 4 месяца. На иждивении истицы находится ее сын.

Истица не согласно с произведенным расчетом пенсии и сроком, с которого она должна быть назначена.

Согласно положений, ранее действовавшего законодательства- Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», которое подлежит применению в соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривается суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Согласно Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается за 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Согласно ст. 13 указанного закона предусмотрено суммирование работ с различными условиями труда.

О суммировании работ с различными условиями труда говорится и в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно указанных Правил суммируются работы с вредными условиями труда и работа в районах Крайнего Севера.

Таким образом, гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-10 п.1 ст. 27 и пп. 7-9 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Указанная льгота применяется и при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. вторым пп. 1 и 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, учитывая, что стаж истицы в районах Крайнего Севера составляет 10 лет, снижение пенсионного возраста составляет (10Х4) 40 месяцев; и право на пенсию у истицы возникло в 41 год 8 месяцев (45 лет минус 40 месяцев), то есть с 31.03.2006 года.

Истица ранее в 2005 году обращалась с заявлением о назначении пенсии, но заявление ответчиком принято не было.

Также с учетом положений Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Также согласно ст.2 Федерального закона «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п. 1-4 ст. 14, п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, истица имеет право на увеличение размера базовой части пенсии на коэффициент- 1,8, что не было сделано ответчиком.

В соответствии с вышеупомянутым Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из стажевого коэффициента 0,55 для женщин, имеющих право на пенсию по Списку № 1 за выработанный ими общий трудовой стаж 15 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год работы сверх 15 лет, но не более чем на 0,20.

Согласно подсчетам УПФ у истицы общий стаж 19 лет 4 месяца, таким образом ее стажевый коэффициент 0,55 + 0, 03, итого 0,58.

Также с учетом наличия у истицы иждивенца, размер базовой части трудовой пенсии по старости должен был быть ей установлен в размере 1200 рублей в месяц и ее повышение должно производиться с учетом иждивенца, что также не было соблюдено ответчиком.

На основании изложенного, истица просит обязать ответчика назначить ей пенсию с 31.03.2006 года с учетом районного коэффициента – 1,8, с учетом стажевого коэффициента и с учетом иждивенца.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – Кузуб Ю.В. действующая на основании доверенности, с исковым заявлением не согласилась, в судебном заседании пояснила, что истица обратилась за назначением пенсии 15.07.2010 года, пенсия назначена истице с 31.07.2010 года- по достижении возраста 45 лет. Пенсия назначена на основании подпункта 1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

При определении размера пенсии осуществлялась оценка пенсионных прав истицы по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по нормам ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, в соответствии с вышеупомянутой нормой, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года.

Общий трудовой стаж истицы на 01.01.2002 года составил 15 лет 07 месяцев 19 дней.

Страховой стаж для определения права на пенсию составляет 19 лет 04 месяца 26 дней. Стаж работы во вредных условиях труда- 07 лет 02 месяца 12 дней. Стаж работы в районах Крайнего Севера- 08 лет 03 месяца 12 дней.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, включаемых в общий трудовой стаж производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в районах Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

С учетом льготного исчисления, общий трудовой стаж истицы на 01.01.2002 года составил 22 года 07 месяцев 17 дней, при требуемом стаже для женщин 15 лет на работах с вредными условиями труда. Страховой стаж для определения права на пенсию составляет 26 лет 04 месяца 24 дня. Стаж работы во вредных условиях труда- 10 лет 01 месяц 18 дней. Стаж работы в районах Крайнего Севера- 08 лет 03 месяца 12 дней.

Расчет пенсии производился по правилам, определяемым ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: устанавливалась величина расчетного пенсионного капитала, производилась оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года путем конвертации в расчетный пенсионный капитал, величина расчетного пенсионного капитала подлежала валоризации на основании ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и учитывались поступившие страховые взносы, в результате чего была определена страховая часть пенсии в размере 3036,08 рубля. Базовый размер пенсии истице был определен с учетом иждивенца и на 31.07.2010 года составил 3631, 21 рубля, общий размер пенсии 6667,29 рубля.

Досрочное снижение возраста для назначения досрочной пенсии по старости применяется при условии, если одновременно выработан: 15 летний стаж работы в районах Крайнего Севера либо 20- летний стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и требуемый по возрасту специальный стаж на соответствующих видах работ (ст. 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Истица права на пенсию с двойным снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не имеет из-за отсутствия необходимого условия для применения такой льготы- 15 лет работы в районах Крайнего Севера.

Расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется путем умножения стажевого коэффициента (который составляет 0,55 для женщин за выработанный трудовой стаж 20 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа сверх 20 лет, но не более чем на 0,20) на величину отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период и на среднемесячную заработную плату в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий за 3 квартал 2001 года, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 года № 720, которая составляет 1671 рубль.

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что при исчислении размера пенсии могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения в действие нового правового регулирования, то есть до 01.01.2001 года.

Это означает, что при исчислении размера пенсии применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из стажевого коэффициента 0,55 для женщин, имеющих право на пенсию по Списку № 1, за выработанный общий трудовой стаж 15 лет и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа сверх 15 лет, но не более чем на 0,20.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной деятельности до 01.01.2002 года, учитываемая в календарном порядке. после указанной даты на размер пенсии влияют только уплаченные страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ за одинаковый период учитывается в размере 1,2.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в повышенных размерах (1,4; 1,7 или 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента) при условии, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет (для женщин).

Из вышеуказанного следует, что право на исчисление размера пенсии с применением повышенного отношения заработка истица не имеет из-за отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.

Таким образом, пенсия истице назначена в полном соответствии с действующим законодательством, ввиду чего просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона), к 180 месяцам. Умножение указанного ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на отношение нормативной продолжительности страхового стажа производится в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судом установлено, что Сафутдиновой Е.Б. решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсия назначена с 31.07.2010 года. Данные обстоятельства подтверждаются копией удостоверения пенсионера, копией решения о назначении пенсии и не оспариваются сторонами.

При этом с учетом льготного исчисления, общий трудовой стаж истицы на 01.01.2002 года составил 22 года 07 месяцев 17 дней, при требуемом стаже для женщин 15 лет на работах с вредными условиями труда. Страховой стаж для определения права на пенсию составляет 26 лет 04 месяца 24 дня. Стаж работы во вредных условиях труда- 10 лет 01 месяц 18 дней. Стаж работы в районах Крайнего Севера- 08 лет 03 месяца 12 дней. Расчет стажа истцом не оспаривался.

Заявляя вышеуказанные требования истица исходила из того, что ответчиком неправильно определен момент возникновения права на пенсию, неправильно произведен ее расчет: без учета районного коэффициента 1,8 ( в связи с работой в районах Крайнего Севера), стажевого коэффициента и наличия у нее иждивенца.

Оценив представленные суду доказательства, в том числе решение о назначении пенсии, разъяснение УПФ о порядке исчисления пенсии истицы, представленное по запросу суда, материалы пенсионного дела, суд полагает доводы истицы о наличии у нее права на назначение пенсии ранее 31.07.2010 года, а также неправильном исчислении размера пенсии необоснованными.

Доводы истицы о необходимости снижения возраста с которого ей должна была бы быть назначена пенсия с учетом стажа ее работы во вредных условиях труда по Списку № 1 и стажа работы в районах Крайнего Севера с 45 лет до 41 года 8 месяцев, основаны на неправильном применении норм материального права.

Действующее законодательство ( ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает двойное снижение возраста для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, который у истицы отсутствует. То же предусмотрено и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, и не противоречит подлежащему применению, ранее действовавшему законодательству.

Материалами пенсионного дела подтверждается факт исчисления пенсии истице с учетом стажевого коэффициента, в размере, установленном действующим законодательством, с учетом отработанного истицей стажа.

Доводы истицы о необходимости применения при исчислении пении районного коэффициента 1,8 ( в связи с ее работой в районах Крайнего Севера), суд находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом коэффициентов (1,4; 1,7 и 1,9) применяется в отношении граждан проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера. Истица на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера не проживала и не работала. Указанные положения закона применяются также в отношении граждан, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, то есть женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Истица указанным требованиям не удовлетворяет.

Доводы истицы о том, что пенсия начислена ей без учета иждивенца, опровергаются материалами пенсионного дела, в том числе и решением о назначении пенсии, а также вышеназванным письмо УПФ от 13.01.2011 года № 06-23, разъясняющим порядок расчета пенсии истице.

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные истицей исковые требования не обоснованными, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении иска отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сайфутдиновой Е.Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 26.01.2011 года.

Председательствующий: