РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-199/11г. по иску Лычкина В.Н. к Мэрии г.о.Тольятти о восстановлении в очереди на предоставление жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, просит восстановить Лычкина В.Н. в льготном списке ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.о. Тольятти, с 24.01.2004 года, считая незаконными действия Мэрии г.о.Тольятти по изменению номера очереди со 2 на 32.
В судебном заседании Лычкин В.Н. исковые требования уточнил и просил восстановить его в льготном списке ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.о. Тольятти, с 24.01.2004 года, исходя из времени принятия его на учет. Кроме того, пояснил, что распоряжением Администрации № от 03.02.2004 года истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека и поставлен на льготную очередь как участник боевых действий на территории РФ под номером 2. Считает незаконными действия ответчика по изменению порядка очередности истца.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти Громова Л.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала и указала на то, что при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть 24.01.2004 года, истец не предъявил удостоверение надлежащего образца, и был ошибочно принят на учет на основании справки, выданной военным комиссариатом. Поскольку удостоверение истцом было предъявлено лишь 28.01.2005 года, право на получение мер социальной поддержки у Лычкина В.Н. возникло с указанного времени. Кроме того, в 2006 году списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, по месту жительства в районах города были объединены в единый общегородской список с сохранением даты подачи заявления. Согласно постановлению мэра г.о. Тольятти от 11.02.2009 года № Лычкин В.Н. значился в списках участников боевых действий на Северном Кавказе на 2009 год под № 32. В 2009 году произошло объединение списков ветеранов боевых действий – ДРА и Северный Кавказ, в результате чего истец значится в списках ветеранов боевых действий на 2010 год под № 166. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок обращения в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с под.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из справки военного комиссариата Автозаводского района г.Тольятти видно, что Лычкин В.Н. в период с 01.08.1995 года по 22.04.1996 года выполнял в Республике Чечня задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Следовательно, действие названного закона распространяется на истца, как на участника боевых действий, выполнявшего задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Судом установлено, что 26.01.2004 года истец обратился в администрацию Автозаводского района г.о. Тольятти с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы администрации Автозаводского района г.Тольятти № от 03.02.2004 года «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Лычкин В.Н. с составом семьи 4 человека на льготных основаниях – участник боевых действий на территории Российской Федерации (Чечня) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается извещением о принятии на жилищный учет.
Согласно распоряжению главы администрации Автозаводского района г.о. Тольятти от 19.04.2005 года № «Об утверждении списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Автозаводском районе на 2005 год» Лычкин В.Н. значится в списках участников боевых действий на территории Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном порядке по месту жительства в Администрации Автозаводского района на 2005 год под № 2, с даты подачи заявления – 26.01.2004 года.
Из постановления мэра г.о. Тольятти от 11.02.2009 года № «Об утверждении списков очередности отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу Тольятти на 2009 год» усматривается, что на 2009 год истец значился в списках участников боевых действий на Северном Кавказе под № 32.
Судом также установлено, что в 2006 году произошло объединение льготных списков районных администраций в единый общегородской список, а в 2009 году произошло объединение списков ветеранов боевых действий – ДРА и Северный Кавказ, поскольку данные категории относятся к ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В связи с указанными обстоятельствами очередность Лычкина В.Н. изменилась, и на 2010 год истец значится в списках ветеранов боевых действий под номером 166.
Нельзя согласиться с доводами истца о неправомерности названных действий ответчика по объединению списков в единый общегородской, поскольку с 2006 года предоставление жилых помещений нуждающимся гражданам предоставляется не районными администрациями, а Мэрией г.о.Тольятти. Объединение в единый список таких категорий ветеранов боевых действий, как участники боевых действий в ДРА и на Северном Кавказе, также соответствует закону, поскольку названные категории граждан пользуются равными правами на получение мер социальной поддержки, в том числе, и на предоставление жилых помещений.
В судебном заседании истец оспаривал законность действий ответчика по изменению порядка его очередности с номера 2 на номер 32, ссылаясь на ст. 57 ч. 1 Жилищного кодекса РФ и утверждая, что критерием в определении очередности среди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является дата принятия решения о постановке гражданина на учет, то есть распоряжение администрации № от 03.02.2004 года.
Между тем, из пояснений Лычкина В.Н. и материалов дела усматривается, что копия удостоверения Серии №, согласно которому истец имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», была предъявлена ответчику лишь 28.01.2005 года, то есть уже после принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Как установлено судом, на учет истец был принят на основании справки, выданной военным комиссариатом Автозаводского района г.Тольятти.
Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что истец был принят на учет ошибочно, в нарушение ст.28 Федерального закона «О ветеранах», которая как в редакции от 29.06.2004 года, так и в редакции от 09.12.2010 года, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется только по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.
Анализируя приведенные правовые нормы, суд полагает, что именно с даты получения удостоверения установленного образца, а не ранее, истец получает право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными законом «О ветеранах».
Не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что на момент подачи им заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствовал нормативный акт, обязывающий его при постановке на такой учет предъявить удостоверение ветерана боевых действий, поскольку Закон «О ветеранах» был принят 12.01.1995 года, при этом в ст. 28 названного закона, как в старой, так и в новой ее редакции, указано, что единственным документом, подтверждающим права ветеранов, является удостоверение единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 года либо Правительством РФ.
В силу ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Между тем такой документ (копия удостоверения ветерана боевых действий) был предоставлен истцом лишь 28.01.2005 года, следовательно, являются правомерными действия ответчика по определению очередности истца в списках именно с названной даты.
Более того, в судебном заседании представитель ответчика указала на пропуск истцом срока обращения в суд, как на самостоятельное основание для отказа в иске.
Суд принимает указанный довод во внимание, поскольку часть 1 ст. 256 ГПК РФ предусматривает право гражданина обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий муниципального органа в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из пояснений истца и материалов гражданского дела, об изменении порядка очередности Лычкину В.Н. стало известно осенью 2008 года. Таким образом, истец пропустил срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, при этом не представил доказательства в подтверждение уважительности причин пропуска срока и не просил восстановить названный срок. По мнению суда, юридическая неосведомленность, на которую сослался истец, не может быть признана уважительной причиной для восстановления пропущенного срока обращения в суд.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска Лычкина В.Н. о восстановлении его в льготном списке ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.о. Тольятти, с 24.01.2004 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Лычкина В.Н. о восстановлении его в льготном списке ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.о. Тольятти, с 24.01.2004 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г.о.Тольятти в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2011 года.
Председательствующий: