Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Сметаниной О.Н.
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-381/2011 по иску Бакалец Н.Е., Андреевой Е.В., действующей за себя и в интересах Бакалец М.Н., к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным Уведомления мэрии г.о. Тольятти № 412 от 15.10.2010 года и включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском, в котором просили признать незаконным Уведомление мэрии г.о. Тольятти № 412 от 15.10.2010 года и обязать ответчика включить их с составом семьи три человека в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. В обоснование иска указали, что 28.10.2008 года они с составом семьи три человека были включены в очередь по федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 г., в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей». На основании распоряжения мэра г.о. Тольятти № 7860-р/4 от 24.11.2008 года семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году, поскольку ими были выполнены все условия, предусмотренные ст.5 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. Однако на основании Уведомления мэрии г.о. Тольятти № 412 от 15.10.2010 года истцы были исключены из числа участников программы, в связи с превышением возраста 35 лет.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, суду пояснили, что возраст супругов должен учитываться на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы. На дату включения в список молодых семей Андреевой Е.В. 35 лет не исполнилось, Бакалец Н.Е. в настоящее время не достиг возраста 35 лет. Истцы просили признать незаконным Уведомление мэрии г.о. Тольятти № 412 от 15.10.2010 года и обязать ответчика включить их с составом семьи три человека в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году.
Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти Громова Л.Е., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Орган местного самоуправления формирует списки претендентов на получение социальной выплаты. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти мэрии г.о. Тольятти № 7860-р/4 от 24.11.2008 года семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году по г.о. Тольятти. 25.06.2010 года и.о. Губернатором Самарской области утвержден список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2010 года. При формировании указанного списка исключены из участников программы семьи, возраст членов семей которых достиг или достигнет до конца 2010 года 36 лет, в число которых вошла семья истцов, в связи с этим данная молодая семья перестала соответствовать требованиям программы, и исключена из ее участников. Просит в удовлетворении иска отказать.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Третье лицо о дне слушания дела извещено, представитель третьего лица Гордийчук Д.В., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого видно, что третье лицо исковые требования не признает, поскольку семья истцов законно исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, так как Андреевой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года исполнилось 36 лет в связи с этим истцы перестали удовлетворять требованиям участия в программе.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Бакалец Н.Е., Андреевой Е.В., действующей за себя и в интересах Бакалец М.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов Бакалец Н.Е. с составом семьи три человека был признан имеющим достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., что подтверждается заключением от 28.10.2008 года. Из извещения № 607 от 25.11.2008 года видно, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 7860-р/4 от 24.11.2008 года семья истцов признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году. Уведомлением мэрии г.о. Тольятти от 15.10.2010 года № 412 истцам было сообщено, что они с составом семьи три человека не включены список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году среди молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. на территории г.о. Тольятти.
Из пояснений представителя ответчика мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В силу п.п. 21,22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Судом установлено, что в соответствии с п.21 Правил, до 01.09.2009 года был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году по г.о. Тольятти, в который были включены истцы с составом семьи три человека, что подтверждается извещением № 607 от 25.11.2008 года. Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п.22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).
Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. 25.06.2010 года указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от 25.06.2010 года № 6-30/1719 в Минрегион России в установленный срок, т.е. до 25.06.2010 года. Эта дата определена заказчиком подпрограммы. Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году следует считать 25.06.2010 года.
Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст членов которых достиг или достигнет до конца 2010 года 36 лет. Из материалов дела видно, что Андреевой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года исполнилось 36 лет, в связи с этим она и члены ее семьи были исключены из списка участников программы, поскольку она перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно не приобрела права на получение социальной выплаты как претендент подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. В связи с этим письмом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 12.08.2010 года № 7-16/2751 мэрии г.о.Тольятти было рекомендовано исключить из числа молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, семьи, возраст которых на дату утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году достиг 36 лет. Мэрия г.о. Тольятти, направив в адрес истцов Уведомление № 412 от 15.10.2010 года, действовала в рамках предоставленных полномочий. Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истцов возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из этого списка они не исключены, тогда как право на включение в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году утрачено, поскольку отпали установленные законом основания для реализации данного права. При таких обстоятельствах исковые требования Бакалец Н.Е. и Андреевой Е.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Бакалец ФИО12, Андреевой ФИО13 действующей за себя и в интересах Бакалец ФИО14, к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным Уведомления мэрии г.о. Тольятти № 412 от 15.10.2010 года и включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено _____________________________________________
Председательствующий Сметанина О.Н.