о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Серикова В.А.

при секретаре Щукиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Отт И.О., Отт Н.Н. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском. Просят признать за Отт Н.Н. право собственности на комнату № и за Отт И.О. право собственности на комнату № в доме № по <адрес>

Представитель истцов Пономарева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила и пояснила, что согласно ордера № от 24.09.1997 г. Отт Н.Н. на состав семьи пять человек, в том числе Отт И.О., выделена жилая площадь в виде комнат № и № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Истица с семьей вселилась в указанное жилое помещение в установленном законом порядке, и проживает в нем по настоящее время. В 2009 году истцы обратились в администрацию ОАО «Волгоцеммаш» с заявлением о приватизации занимаемого ими жилого помещения, однако ответа до настоящего времени не получили. Согласно сообщений Управления ФРС по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на объект недвижимости – комнаты №, № по <адрес>. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено. Просит признать за Отт Н.Н., Отт И.О. право общей долевой собственности на жилое помещение – комнаты № и № в доме № по <адрес> в равных долях.

Представитель Мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации подлежат муниципальный и государственный жилищный фонд. Спорное жилое помещение не является муниципальным, в муниципалитет не передано. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому приватизации жилое помещение, занимаемое истцами, не подлежит. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ОАО «Волгоцеммаш» в судебном заседании не явился, о дне слушания дела извещены, о причинах неявки не сообщили, возражений на иск не представили.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Судом установлено, что Отт Н.Н. является нанимателем жилого помещения – комнат № и № дома № по №, что подтверждается ордером, выпиской из поквартирной карточки, и по существу не оспаривается сторонами.

Из выписки из поквартирной карточки видно, что в указанном жилом помещении с 03.10.1997 г. по настоящее время зарегистрированы Отт Н.Н., Отт И.О..

Из пояснений представителя истца видно, что согласно ордера № от 24.09.1997 г. Отт Н.Н. на состав семьи пять человек, в том числе Отт И.О., выделена жилая площадь в виде комнат № и № в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. Истица с семьей вселилась в указанное жилое помещение в установленном законом порядке, и проживает в нем по настоящее время. В 2009 году истцы обратились в администрацию ОАО «Волгоцеммаш» с заявлением о приватизации занимаемого ими жилого помещения, однако ответа до настоящего времени не получили. Согласно сообщений Управления ФРС по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на объект недвижимости – комнаты №, № по <адрес>. В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности гор. Тольятти оно не включено.

Указанные пояснения представителя истцов также подтверждаются:

- Карточкой прописки ф. № 16, из которой видно, что Отт Н.Н., Отт И.О. прибыли в гор. Тольятти в октябре 1997 года из <адрес>;

- Паспортными данными Отт Н.Н., Отт И.О.;

- Заявлением на приватизацию жилого помещения;

- Справкой МП «Инвентаризатор», согласно которой Отт И.О., Отт Н.Н. в реестре собственников не значатся, право на приватизацию в гор. Тольятти не использовали;

- Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Отт Н.Н. на объекты недвижимого имущества;

- Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав на объект недвижимости – комнату № и № в доме № по №;

- Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 03.12.2010 г., согласно которой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности Отт И.О. на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.

Данные пояснения представителя истцов по существу не оспариваются и представителем ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной государственной собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность гор. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность гор. Тольятти указанного здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона.

Кроме того, указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном фонде, на приватизацию данных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Эти объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, при приватизации имущественного комплекса, принадлежавшего ПО «Волгоцеммаш», жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцы занимают изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. К ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенных в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Представитель Мэрии г.о. Тольятти факт, что истцы занимают изолированное жилое помещение (комнату) не оспаривает.

Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Из пояснений представителя истцов видно, что истцы правом на приватизацию ранее не воспользовались, что фактически не оспаривается представителем ответчика и подтверждается имеющимися в деле документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Судом установлено, что право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на жилой дом № по <адрес> не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку возникновение права собственности истца на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истцы имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комн. № и № и за ними должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.

В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Отт Н.Н. и Отт И.О. право общей долевой собственности на комнаты № и № в доме № по <адрес> по ? доли каждому.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти.

Председательствующий: