о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бетиной Г.А.,

при секретаре Крюковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-613/10 по иску Прокурора Комсомольского района г.Тольятти в интересах Петровой А.А. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма,

установил:

Прокурор Комсомольского района г.Тольятти обратился с иском в интересах Петровой А.А. к Мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что в ходе проведенной проверки установлено что Петрова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Мать ФИО1 ФИО5 решением суда ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – ФИО6, решением Автозаводского районного суда г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением администрации Автозаводского района г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №/-4 несовершеннолетняя Петрова А.А. передана на воспитание в приемную семью ФИО7, ФИО8 Какого-либо жилья за Петровой А.А. закреплено не было. В настоящее время она работает в ОАО «АвтоВАЗ», <данные изъяты>. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 12.09.2008г. №-р/4 Петрова А.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 18.09.2007г. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Петровой А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи 1 человек.

Истец Петрова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Петрова А.А. поставлена на учет, числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Статьей 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Статьей 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что указанным категориям граждан предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке установленном Правительством Самарской области. В муниципальном жилищном фонде мэрии г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение по договору социального найма мэрия не имеет возможности. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля формируют списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Мэрия г.о.Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Возложенные функции мэрией г.о.Тольятти выполняются в полном объеме. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, так как мэрия г.о.Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.

Судом установлено, что решением Комсомольского районного суда г.Тольятти от 15.08.2008г. Петрова А.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Решение вступило в законную силу 01.09.2008г.

Во исполнение решения суда от 15.08.2008г. Петрова А.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 18.09.2007г., что подтверждается Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 12.09.2008г. №-р/4 «О постановке на учет на внеочередное предоставление жилой площади».

Из решения Комсомольского райсуда г.Тольятти от 09.11.1995г. следует, что мать Петровой А.А., ФИО5 лишена родительских прав в отношении Петровой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решение вступило в законную силу 17.11.1995г.

Отец – ФИО6, решением Автозаводского районного суда г.Тольятти от 14.09.2000г. лишен родительских прав в отношении дочери.

В настоящий момент оба родителя умерли.

Постановлением администрации Автозаводского района г.Тольятти Самарской области от 09.04.2001г. №/-4 несовершеннолетняя Петрова А.А. передана на воспитание в приемную семью ФИО7, ФИО8 до 15.08.2006г.

На срок с 01.08.2006г. до 17.03.2009г. Петрова А.А. также находилась на воспитании в приемной семье ФИО7, ФИО8, что подтверждается договором № о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 07.08.2006г.

10.03.2010г. Петрова А.А. окончила Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «<данные изъяты>» по специальности «<данные изъяты>», что подтверждается свидетельством. 21.06.2010г. окончила то же учебное заведение по специальности «<данные изъяты>», что подтверждается дипломом.

Петрова А.А. работает в ОАО «АвтоВАЗ» <данные изъяты>, что подтверждается трудовым договором № от 28.05.2010г.

Из ответа УФРС по Самарской области следует, что сведения о регистрации права на объекты недвижимости за Петровой А.А. отсутствуют, в реестре собственников не значится.

Из ответа УФРС по Самарской области, МП «Инвентаризатор» следует, что Петрова <данные изъяты> право на приватизацию использовала по адресу: <адрес>. Договор о передаче квартиры в собственность от 27.04.1995г. Отчуждена – 30.10.1995г.

Из решения Комсомольского районного суда г.Тольятти от 15.08.2008г. следует, что на основании договора № от 07.08.2006г. о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, за Петровой А.А. закреплено право собственности на 1/6 долю жилой площади по адресу: <адрес>, однако в УФРС сведения о регистрации права собственности отсутствуют. Данное жилье было приобретено матерью и бабушкой несовершеннолетней в результате неравноценного обмена квартиры по <адрес>. в жилом помещении по <адрес>, зарегистрированы 9 человек, 6 из которых являются собственниками. Документы по сделке утеряны, в связи с чем сделка не прошла регистрацию. Мать несовершеннолетней ФИО5 не являлась собственником доли и после ее смерти в 2007г. Петрова А.А. не вступала в наследство.

На долю Петровой А.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, приходится 8, 68 кв.м. общей площади (52,1 кв.м./6), что значительно меньше установленной законом учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем Петрова А.А. была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения указанным решением суда.

Кроме того, согласно акту визуального обследования жилого дома по <адрес> от 03.07.2007г. межведомственная комиссия установила, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Таким образом, Петрова А.А. является собственником 1/6 доли жилого помещения по адресу: <адрес> и была признана судом нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика не оспаривает, что Петрова А.А. стоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика также не оспаривает право Петровой А.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу за счет бюджета Самарской области путем предоставления субвенций.

Суд считает, что указанные доводы ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.

Доводы представителя ответчика о том, что жилищное законодательство не регламентирует обязанность органа местного самоуправления предоставлять внеочередникам жилье по договору социального найма не состоятельны, поскольку статьи 6, 57 ЖК РФ прямо указывают на статус жилого помещения, подлежащего предоставлению данной категории граждан (по договору социального найма).

Порядок регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем, а так же лиц из их числа определен Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» мэрия г.о.Тольятти наделена отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

На основании ч.1 ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделяются государственными полномочиями в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Мэрия г.о.Тольятти ежегодно до 1 февраля формирует списки о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не позднее 15 февраля представляют их в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о.Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем предоставить жилое помещение Петровой А.А. по договору социального найма мэрия не имеет возможности, суд не может принять во внимание, поскольку не подтверждены материалами дела. Поскольку, мэрия г.о.Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно. Таким образом, мэрия г.о.Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

Доводы ответчика о том, что согласно п.1.2 Порядка при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилом фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, не может быть принята во внимание, поскольку, в соответствии ч.3 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» социальная выплата может предоставляться в соответствии с письменного заявления.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии городского округа Тольятти.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

То обстоятельство, что Петрова А.А. имеет в собственности 1/6 долю жилого помещения не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет в законном порядке, а указанное обстоятельство может иметь существенное значение при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Оценивая доказательства в совокупности, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Петровой А.А. жилое помещение, на состав семьи один человек, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилого помещения, с учетом имеющейся 1/6 доли Петровой А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Прокурора Комсомольского района г.Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Петровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в г.Тольятти на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющейся 1/6 доли Петровой А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2011г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья