Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853/11 по иску Узун О.А. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж,
установил:
Узун О.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж.
В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти включить ей в специальный стаж работы:
период работы в должности воспитателя Центра Социальной Реабилитации детей и подростков с 17.05.1997г. по 14.05.2000г.;
период работы в должности воспитателя детского комбината № 24 на <адрес> с 18.11.1985г. по 30.10.1987г.;
периоды работы с 23.10.2000г. по 16.11.2000г., с 01.02.2001г. по 25.02.2001г., с 10.09.2001г. по 03.10.2001г., с 04.02.2002г. по 28.02.2002г. и с 04.06.2002г. по 30.06.2002г. – ученические отпуска;
назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 27.12.2010г.
В судебном заседании истица уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что 27.12.2010г. обратилась в УПФ в Центральном районе с заявлением о назначении трудовой пенсии и представила необходимые документы. 27.01.2011г. решением комиссии ГУ УПФ в Центральном районе и Ставропольском районе Самарской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. Отказ произведен со ссылкой на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., а также на Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением СМ РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, именуемые в дальнейшем Списки.
При этом ответчик не засчитал в специальный стаж следующие периоды работы истца: 1) в должности воспитателя детского комбината № 24 на Ивановской фабрике картонной тары с 18.11.1985г. по 30.10.1987г., поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками, в том числе с 28.09.1986г. по 03.08.1987г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;
2) в должности воспитателя Центра Социальной Реабилитации детей и подростков с 17.05.1997г. по 14.05.2000г., поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками;
В соответствии с Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. из специального стажа исключены периоды: с 23.10.2000г. по 16.11.2000г., с 01.02.2001г. по 25.02.2001г., с 10.09.2001г. по 03.10.2001г., с 04.02.2002г. по 28.02.2002г. и с 04.06.2002г. по 30.06.2002г. – ученические отпуска;
Истец считает, что, отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик не учел всех обстоятельств и прав истца и отказал в назначении досрочной трудовой пенсии незаконно.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истица обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, которая может быть назначена лицу, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Период с 18.11.1985г. по 30.10.1987г. (1 год 11 месяцев 13 дней) в должности воспитателя детского комбината № 24 на <адрес>, так как учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, согласно постановления Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004г. и Постановления РФ № 781 от 29.10.2002г.
Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28.09.1986г. по 03.08.1987г. не засчитан в специальный стаж, поскольку предшествующий этому отпуску период работы не включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии и п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 в данном случае не может быть применен.
Период с 17.05.1997г. по 14.05.2000г. (2 года 11 месяцев 28 дней) в должности воспитателя МУ «Центр Социальной реабилитации для детей и подростков», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками.
Периоды ученических отпусков с 23.10.2000г. по 16.11.2000г. (24 дня), с 01.02.2001г. по 25.02.2001г. (25 дней), с 10.09.2001г. по 03.10.2001г. (24 дня), с 04.02.2002г. по 28.02.2002г. (27 дней) и с 04.06.2002г. по 30.06.2002г. (27 дней) не могут быть засчитаны в специальный стаж в соответствии с Постановление Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г, поскольку застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с учреждением, но фактически не выполняло педагогическую работу.
Специальный стаж Узун О.А. по состоянию на дату обращения 27.12.2010г., согласно Спискам должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.01.2002г. № 781, Постановления Конституционного Суда 2-П от 29.01.2004г. составляет 19 лет 8 месяцев 11 дней. Таким образом, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у истицы не возникло.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пп.3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.) в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций.
Судом установлено, что Узун О.А. с 18.11.1985г. по 30.10.1987г. работала в должности воспитателя детского комбината № 24 на <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки. Согласно записи № 1 в Трудовой книжке истица была принята 18.11.1985 года воспитателем в д/к № 24 <адрес>, 30.10.1987г. уволена в связи с переездом в другую местность, что также подтверждается справкой ЗАО «ИФаКТ» от 31.08.2009г.
С 17.05.1997г. по 14.05.2000г. истица работала в должности воспитателя МУ «Центр Социальной реабилитации для детей и подростков», что подтверждается копией трудовой книжки.
По мнению ответчика, данные учреждения не предусмотрены Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку из письма Минтруда РФ от 27.11.1995г. следует, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях). В противном случае были бы нарушены принципы ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующие равенство граждан перед законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также в ряде его определений, ст.ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в указанных учреждениях.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. В соответствии с п. 1 «Наименование должностей» и п.1.8. «Наименование учреждений» Списка, утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., работа в должности воспитателя в детских садах всех наименований входит в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.4 Правил – периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Пунктом 10 Правил, работа в должности воспитателя, засчитывается в стаж работы до 1 ноября 1999г.
Таким образом, спорные периоды работы Узун О.А. относятся к периоду до 1 января 2002г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Муниципальное учреждение «Центр Социальной реабилитации детей и подростков» создано постановлением Администрации г.Тольятти Самарской области от 03.10.1995г. № 1426. На основании приказа № 189 от 16.05.1997г. истица была принята на должность воспитателя в Центр Социальной Реабилитации детей и подростков 17.05.1997г. о чем имеется запись в трудовой книжке и подтверждается исторической справкой.
Постановлением мэра г.Тольятти от 15.05.2000г. № 1248-1/05-00 наименование учреждения изменено на «Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония», о чем в трудовой книжке имеется запись от 01.07.2000г. в указанном учреждении истица работает воспитателем с 17.05.1997г. по настоящее время. Период работы в данном учреждении с 15.05.2000г. по 27.12.2010г. засчитан ответчиком в специальный стаж.
Согласно п.2.1. Устава Муниципальное учреждение «Тольяттинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» учреждение предназначено для временного проживания, социальной помощи и социальной реабилитации несовершеннолетних от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Основными направлением деятельности Учреждения является (п.3 Устава) обеспечение временного проживания, оказание экстренной помощи и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. В том числе оказание социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической и иной помощи; организация обучения несовершеннолетних.
Согласно должностной инструкции в должностные обязанности воспитателя МУ СРЦ «Гармония», согласно прилагаемой должностной инструкции входит осуществление адаптации, коррекции и реабилитации детей и подростков, находящихся в учреждении; планирование и организация жизнедеятельности воспитанников в группе, осуществление их воспитания; проведение с воспитанниками коррекционно-воспитательной и развивающей работы с группой и индивидуально с каждым ребенком, и иное.
Из справки, уточняющей занятость, следует, что Узун О.А. с 17.05.1997г. до 01.09.2000г. занимала штатную должность воспитателя, с 01.09.2000г. выполняла норму рабочего времени, установленную за 1 ставку заработной платы воспитателя.
При таких обстоятельствах, суд считает, что название указанных учреждений, в которых работала истица, не может служить основанием для отказа засчитать в стаж оспариваемые периоды, поскольку независимо от того, в каком учреждении осуществлялась педагогическая деятельность, наименование учреждения дает право на пенсию по выслуге лет. В противном случае была бы нарушена ст. 19 Конституции РФ, гарантирующая равенство граждан перед законом. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Следовательно, суд считает, что периоды работы Узун О.А. с 18.11.1985г. по 30.10.1987г. в должности воспитателя детского комбината № 24 на <адрес> и с 17.05.1997г. по 14.05.2000г. в должности воспитателя Центра Социальной Реабилитации детей и подростков подлежат включению в специальный стаж.
В соответствии с п.21 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения списков…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Поскольку предшествующий отпуску по уходу за ребенком период работы подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28.09.1986г. по 03.08.1987г. также подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
При подсчете педагогического стажа той части, которая не урегулирована специальными правилами подсчета педагогического стажа, применяются п.5 «Правила исчисления периодов работы…», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
Руководствуясь п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при этом в стаж включаются периоды пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды, в течение которых застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с учреждением, но фактически не осуществляло педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включается. К таким периодам относятся периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в учебных отпусках, нахождения в командировках и курсах повышения квалификации и прочие отвлечения от работы.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Руководствуясь правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с педагогической деятельностью подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Периоды с 23.10.2000г. по 16.11.2000г., с 01.02.2001г. по 25.02.2001г., с 10.09.2001г. по 03.10.2001г., с 04.02.2002г. по 28.02.2002г. и с 04.06.2002г. по 30.06.2002г. истица находилась в учебных отпусках.
Суд полагает неправомерным исключение данных периодов на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, так как действовавший до 1999г. «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91г. № 463 не содержит каких-либо ограничений по поводу исключения из специального стажа периода нахождения в учебных отпусках. Кроме того, следует учесть, что учебные отпуска предоставлялись Узун О.А. на основании официального вызова из государственного педагогического института, где она получала высшее педагогическое образование, в данные периоды ей начислялась заработная плата, с которой производились все отчисления, в том числе и в пенсионный фонд.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие требуемый стаж на соответствующих видах работ – 25 лет.
Принимая во внимание включаемые судом вышеуказанные периоды работы Узун О.А., требуемый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истица имеет. Таким образом, требования о назначении досрочной трудовой пенсии с 27.12.2010г. подлежат удовлетворению.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Узун О.А. удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области включить в специальный стаж Узун <данные изъяты> периоды работы с 18.11.1985г. по 30.10.1987г. в должности воспитателя детского комбината № 24 на <адрес>; с 17.05.1997г. по 14.05.2000г. в должности воспитателя Центра Социальной Реабилитации детей и подростков; периоды работы с 23.10.2000г. по 16.11.2000г., с 01.02.2001г. по 25.02.2001г., с 10.09.2001г. по 03.10.2001г., с 04.02.2002г. по 28.02.2002г. и с 04.06.2002г. по 30.06.2002г. – ученические отпуска;
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Узун О.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 27.12.2010г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2011г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья