Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре Ширяевой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-547/2011 по заявлению Евдокимова Д.В. о признании противоречащим закону правового акта администрации муниципального района Ставропольский удовлетворить,
У С Т А Н О В И Л :
Евдокимов Д.В. обратился в суд с заявлением о признании Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённого Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010г. «Об утверждении Положения», противоречащим закону и недействующим в части п.2.2, 2.3, 3.1 и формы № 1 со дня принятия.
В судебном заседании заявитель заявление поддержали, суду пояснил, что 23.09.2010 г. он обратился в администрацию м.р. Ставропольский с заявлениями о выдаче градостроительных планов, принадлежащих ему земельных участков, для дальнейшего получения разрешения на строительство. В ответ он получил письма, согласно которым, для подготовки градостроительного плана участка необходимо предоставить пакет документов согласно п. 2.3 Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» (утверждено Постановлением № 67 от 01.10.2010г.). Считает что пункты 2.2, 2.3, 3.1 и формы № 1 Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённого Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010г. «Об утверждении Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» противоречит закону и следовательно должны быть признаны недействующими. Так п. 2.3 положения требует от заявителей предоставить чертёж градостроительного плана земельного участка, выполненный лицензированной организацией, тогда как согласно части 17 ст.46 Градостроительного Кодекса РФ, подготовку градостроительного плана земельного участка осуществляет орган местного самоуправления, при этом согласно ч.8 ст.45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании контракта. Так же согласно п.2.3 Положения заявитель должен предоставить копии материалов технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, или документов подтверждающих возможность подключения объекта сетям инженерно-технического обеспечения, однако согласно п.4 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения)», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83), обязанности по подготовке технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения возложены на орган местного самоуправления. Требования оспариваемого пункта 2.3 Положения о предоставление заявителями копии паспорта, копий свидетельств о государственной регистрации прав на земельный участок и здания, сооружения, а также копий договоров аренды - неправомерны, так как подобные сведения вообще не требуются при подготовке ГПЗУ. При этом нарушаются имущественные права граждан (заявителей), так как они вынуждены нести необоснованные расходы на изготовление таких копий. Градостроительный Кодекс РФ ни коим образом не ограничивает круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. Пункт 2.3 «ПОЛОЖЕНИЯ» необоснованно сокращает круг заявителей, позволяя обращаться с заявлением только собственников или арендаторов земельного участка, и не предусматривает обращение с заявлением других законных землепользователей, например, владеющих участком на основании договора срочного безвозмездного пользования, предусмотренных Гражданским и Земельным Кодексами РФ, чем и нарушает права и законные интересы таких граждан-землепользователей. Пункт 3.1 положения, также противоречит закону, так как предусматривает отказ органом местного самоуправления в приёме заявления гражданина, что прямо противоречит пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ ("О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), устанавливающий обязательность принятия обращения (заявления) граждан к рассмотрению. Пункт 2.2 Положения требует от граждан обязательно указать контактный телефон и наименование планируемого объекта капитального строительства и его характеристики. Невыполнение требований данного пункта является основанием для отказа в подготовке градостроительного плана по пункту 3.2 Положения, как «...нарушение нормативных требований». Считает, что п. 2.2 создаёт угрозу правам и законным интересам граждан, так как ставит подготовку градостроительного плана в зависимость от наличия у заявителя телефона, а также наличия наименования и характеристик объектов, построенных когда то в будущем. У заявителя может не быть телефона как такового и заявитель не может знать, что и с какими характеристиками он сможет построить на своём участке, пока не получит на руки градостроительный план участка с указанными в нём чертежом и допустимыми параметрами строительства. К тому же форма градостроительного плана участка, утвержденная Министерством регионального развития РФ не содержит и не требует указания таких данных, как телефон заявителя или характеристики будущих объектов. ФОРМА № 1 Положения (форма заявления для физических лиц), ссылка на которую содержится в пункте 2.2. Положения, также нарушает права граждан, так как полностью по своему тексту повторяет пункт 2.3. Положения, противоречащий закону по вышеуказанным причинам. Просил заявление удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо - представитель Администрации муниципального района Ставропольский в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя просив принять решение по существу в соответствии с действующим законодательством РФ.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения заявителя, проверив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что на основании Постановления Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г. было утверждено Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области» (далее Положение), данное Положение официально опубликовано в газете «Ставрополь-на-Волге» 19.10.2010г. № 247-248, страница № 4.
Из пояснений истца следует, что при обращении в Администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка ему было отказано со ссылкой на Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённого Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г. «Об утверждении Положения», что подтверждается копиями заявлений от 23.09.2010 г., копиями ответов отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Ставропольский от 19.10.2010 г.
Согласно п. 2.2. Положения в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка (форма № 1 для физических лиц) должны быть указаны Ф.И.О., адрес, номер контактного телефона и наименование планируемого к размещению объекта капитального строительства и его краткие характеристики.
В соответствии с п.2.3. Положения, к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка заявитель должен приложить:
- копию паспорта;
- копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок или копию договора аренды земельного участка;
- копию технического паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке (в случае реконструкции, капитального ремонта);
- копию свидетельства о государственной регистрации права на задние, строения, и сооружения (при наличии таких объектов);
- чертеж градостроительного плана земельного участка, выполненный любой лицензированной организацией в соответствии с инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 г. № 93 (чертеж предоставляется в трех экземплярах на бумажном носителе и одном экземпляре в электронном виде);
- копии материалов технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, или документов, подтверждающих возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Невыполнение требований данного пункта является основанием для отказа в приеме документов и подготовке градостроительного плана по пункту 3.1 3.2 Положения, как «...нарушение нормативных требований».
Проанализировав содержание данного Положения, утвержденного Постановлением и.о. главы муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г., суд приходит к выводу, что пункт 2.2 Положения нарушает права и законные интересы заявителя, так как ставит подготовку градостроительного плана в зависимость от наличия у заявителя телефона, а также наличия наименования и характеристик объектов, построенных когда-то в будущем, кроме того, форма градостроительного плана участка, утвержденная Министерством регионального развития РФ, не содержит и не требует указания таких данных, как телефон заявителя или характеристики будущих объектов.
Согласно Постановления Правительства РФ №840 от 29.12.2005 «О форме градостроительного плана земельного участка», а также главы I «Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» (утв. приказом Министерством регионального развития РФ от 11.08.2006 г. N 93, зарегистрирован в Минюсте РФ 08.11.2006 г. N 8456) в случае, когда основанием для выдачи градостроительного плана земельного участка является обращение физического лица, в строке "Градостроительный план подготовлен на основании" указываются только фамилия, имя, отчество физического лица и дата регистрации обращения о выдаче градостроительного плана земельного участка. При этом упомянутые нормативные документы не требуют указания в градостроительном плане земельного участка паспортных данных заявителя, а также указания о каких либо правах заявителя на земельный участок или здания, сооружения. Таким образом, требования оспариваемого пункта 2.3 Положения о предоставление заявителями копии паспорта, копий свидетельств о государственной регистрации прав на земельный участок и здания, сооружения, а также копий договоров аренды - неправомерны, так как подобные сведения, при подготовке градостроительного плана земельного участка в силу действующего законодательства не требуются. Достаточно лишь того, что заявитель указал в заявлении полностью свою фамилию, имя и отчество. Обязание заявителей предоставлять копии вышеперечисленных документов также не законно и нарушает имущественные права заявителя.
Нормы Градостроительного кодекса РФ не ограничивают круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. Вместе с тем, пункт 2.3. Положения сокращает круг заявителей, позволяя обращаться с заявлением только собственников или арендаторов земельного участка, и не предусматривает обращение с заявлением других законных землепользователей, например, владеющих участком на основании договора срочного безвозмездного пользования, предусмотренных Гражданским и Земельным Кодексами РФ, чем и нарушает права и законные интересы таких граждан-землепользователей.
Пункт 2.3. Положения обязывающий заявителя предоставить чертеж градостроительного плана земельного участка, выполненного лицензированной организацией не соответствует закону.
Так, по своему смыслу и согласно пункту 1.7 Положения, чертёж градостроительного плана является важной неотъемлемой графической частью в составе градостроительного плана земельного участка. Изготовление (выполнение) такого чертежа является мероприятием по подготовке градостроительного плана участка.
Согласно ч. 17 ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ, подготовку градостроительного плана земельного участка осуществляет орган местного самоуправления, при этом согласно ч. 8 ст. 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании контракта. Следовательно, положение в этой части незаконно вменяет гражданам обязанности по осуществлению подготовки графической части градостроительного плана земельного участка, тогда как данные обязанности уже возложены законом на орган местного самоуправления. Таким образом, пункт 2.3. Положения обязывающий заявителя предоставить чертеж градостроительного плана земельного участка противоречит ч. 17 ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно п.п. 4 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения)», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83, при подготовке градостроительного плана земельного участка технические условия подготавливает орган местного самоуправления. Таким образом, обязанности по подготовке технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения возложены на орган местного самоуправления. Следовательно, пункт 2.3. Положения, обязывающий заявителя предоставить копии материалов технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, или документов, подтверждающих возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения прямо противоречит имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», так как перекладывает обязанность по подготовке технических условий на самого заявителя.
ФОРМА № 1 Положения (форма заявления для физических лиц), ссылка на которую содержится в пункте 2.2. Положения, также нарушает права граждан, так как полностью по своему тексту повторяет пункт 2.3. Положения, противоречащий закону по вышеуказанным обстоятельствам.
Пункт 3.1 оспариваемого Положения «О порядке подготовки градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский», которым закреплено, что основанием для отказа в приеме заявления является отсутствие необходимых документов и материалов, согласно перечню, указанному в п.п. 2.3. и 2.5. настоящего Положения также противоречит ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой обращение, поступившее в орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению. Согласно ст. 10 указанного Закона орган местного самоуправления при рассмотрении обращения гражданина запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Таким образом, Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает обязательность принятия и рассмотрения обращений (заявлений) граждан и отказ в приеме заявления не допустим.
На основании изложенного, в связи с тем, что этот правовой акт - Положение «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённое Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г. «Об утверждении Положения» в части п.п. 2.2., 2.3., 3.1., вступил в противоречие с федеральным законодательством, он подлежит признанию недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198, 251 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Евдокимова ФИО4 о признании противоречащим закону правового акта администрации муниципального района Ставропольский удовлетворить.
Признать пункты 2.2, 2.3, 3.1 Положения «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённого Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г. «Об утверждении Положения» недействительными и не порождающим правовых последствий со дня издания.
Решение о признании Положение «О порядке подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков на территории муниципального района Ставропольский Самарской области», утверждённого Постановлением Администрации муниципального района Ставропольский № 67 от 01.10.2010 г. «Об утверждении Положения» в части п. 2.2, 2.3., 3.1. противоречащим закону, в силу ст. 15 Закона РФ «О средствах массовой информации», подлежит опубликовано в газете «Ставрополь-на-Волге» после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.02.2011 г.
Председательствующий: