Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Дмитриевой Н.И. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Дмитриева Н.И. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, пояснив, что она является инвалидом <данные изъяты>, страдает хроническим <данные изъяты> заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817 инвалиды, страдающие указанным заболеванием, имеют право на дополнительную жилую площадь. В настоящее время истица проживает в однокомнатной квартире общей площадью 22,80 кв.м., жилой площадью 16,20 кв.м., расположенной по адресу г. Тольятти <адрес>. данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности истице и ее дочери ФИО6 (по ? доли у каждой). Всего в указанной квартире зарегистрированы и проживают 3 человека. С 12.10.2010 года истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако истица до настоящего времени не обеспечена жилым помещением. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить вне очереди жилое помещение на состав семьи два человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья.
Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Гладкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что истица страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых гражданину необходима дополнительная жилая площадь в связи с невозможностью совместного проживания. Дмитриева Н.И. состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Пункт 5 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006 года на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное улучшение жилья в связи с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. На 01.01.2011 года в списке на внеочередное получение жилья значится 173 человека. В связи с изложенным, полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоит истица. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед Дмитриевой Н.И. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются … 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что Дмитриева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> и имеет заболевание, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справкой <данные изъяты> и по существу не оспаривается сторонами.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 10752-р/4 от 12 октября 2010 года Дмитриева <данные изъяты> с составом семьи два человека принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма как инвалид, имеющий заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
Из объяснений истца явствует, что в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако она до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Дмитриева Н.И. с составом семьи два человека состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как инвалид, имеющий заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.
То есть Дмитриева Н.И. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Дмитриева Н.И. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, как инвалид, имеющий заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 N 538 управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет мэрия г. Тольятти или уполномоченный ею орган (п. 5.2.3). В соответствии с п. 2.3 данного Положения к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридически лицам жилых помещения, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда (п. 2.3.1.20). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.
Данные положения закреплены и в Уставе городского округа Тольятти (в ред. Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 30.01.2008 N 816). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Устава управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.
Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах очередности по каждой из категорий, в том числе и среди граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.
Право Дмитриевой Н.И. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
Дмитриева Н.И. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить ее жильем.
Обеспечение Дмитриевой Н.И. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить Дмитриеву Н.И. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, однако в силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ указанное жилое помещение должно быть предоставлено с учетом имеющегося у истца и члена ее семьи на праве собственности жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Дмитриевой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади, с учетом уже имеющегося у Дмитриевой Н.И. и члена ее семьи жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: