о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:

председательствующего Черкуновой Л.В.

при секретаре Дураевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Павловых И.С., и Н.В., действующих в своих интересах в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, к мэрии г.о. Тольятти о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании включить список молодых семей участников и претендентов подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с указанным иском. Просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязать ответчика восстановить их в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году, обязать ответчика включить их семью в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году. В обоснование иска указав, что на основании постановления мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ семья Павловых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № семья истцов была исключена из числа участников программы, в связи с тем, что возраст Павловой Н.В. превысил 35 лет. Указанное решение истцы считают незаконным.

В судебном заседании истец Павлов И.С., действующий в своих интересах, в интересах ФИО9 по доверенности, как законный представитель несовершеннолетних детей, исковые требования поддержал. Суду пояснил, что возраст супругов должен учитываться на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы. Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года определен порядок постановки молодой семьи на учет, оговорены сроки, в которые формируются списки, заявки на выделение из федерального бюджета средств. Считает мэрию надлежащим ответчиком, поскольку именно мэрия признает граждан нуждающимися, участниками программы и претендентами. Уточнил, что мэрия г.о. Тольятти должна признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий по общим основаниям, как малоимущую.

Представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, иск не признала, суду пояснила, что с заявленным иском она не согласна, поскольку, со стороны мэрии г.о. Тольятти были выполнены все необходимые действия, то есть семья Павловых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников данной программы. На момент утверждения списков претендентов, который формируется не мэрией г.о. Тольятти, супруге исполнилось <данные изъяты>, поэтому их семью исключили из данной программы. Кроме того, представитель ответчика дополнила, что мэрия г.о. Тольятти является ненадлежащим ответчиком по требованиям о признании истцов претендентами, поскольку таковыми молодые семьи признает Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Требования истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по общим основаниям удовлетворению не подлежат, поскольку с таким заявлением истец в мэрию не обращался и ему в этом не отказано.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, представитель которого в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного письменного отзыва следует, что Министерство с исковыми требованиями не согласно, поскольку семья истца законно исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, так как на момент утверждения списка – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году возраст Павловой Н.В превысил 35 лет, в связи с чем семья перестала соответствовать требованиям участия в программе.

Выслушав пояснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов семья Павловых была признана молодой семьей имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., что подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке, свидетельствами о рождении, заявлением о включении в состав участников программы.

Согласно извещению от ДД.ММ.ГГГГ года №, постановлением мэра от ДД.ММ.ГГГГ. № семья Павлова И.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в <данные изъяты> году.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что семья Павловых с составом семьи четыре человека исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Истец пояснил в суде, что право на участие в программе возникает у семьи с момента принятия решения органом местного самоуправления о признании семьи участницей подпрограммы. Суд считает указанные доводы ошибочными.

Согласно п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

В силу п.п. 21,22 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Как следует из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти, в соответствии с п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. До 01.09.2008 года был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г.о. Тольятти. Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п.22 Правил обязанность по определению формы списка молодых – семей участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительны контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).

Как следует из анализа положений приведенных Правил, указанный нормативный документ четко разграничивает понятия «участник подпрограммы, изъявивший желание получить субсидию в планируемом году» и «претендент на получение социальных выплат». Молодая семья – участница становится молодой семьей претендентом только после принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения об утверждении списков молодых семей в соответствии с п. 26 Правил, и только с указанного момента у семьи возникает право на получение социальной выплаты.

Всего в списке молодых семей на получение специальной выплаты в 2009 году состояло 5417 молодых семей, семья Павловых числилась под номером №. В сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 г., вошло 683 семей из Тольятти. Семья истца в этот список не вошла.

26.06.2009 года указанный сводный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от 26.06.2009 года № 1-30/1617 в Минрегион России в установленный государственным заказчиком срок, что следует из правительственной телеграммы, а также сообщения И.о. Губернатора – председателя Правительства Самарской области Нефедова А.П. от 26.06.2009 г..

Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный список претендентов, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенного на реализацию подпрограммы в 2009 году, включил 242 семьи, в том числе из Тольятти 130 семей. Поскольку семья истца значилась в списке за №, она не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты.

В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от 10.08.2009 года № 86, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Указанный список утвержден приказом от 30.11.2009 года за № 128. Семьи, вошедшие в список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет. Однако высвобождение средств, выделенных на реализацию программы, в 2009 г. не произошло.

Аналогичный порядок формирования всех вышеуказанных списков молодых семей реализовался в Самарской области в 2010 году. Список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году, состоял из 8187 молодых семей г.о. Тольятти. Семья Павловых в данном списке находилась под номером №. В сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 г., вошло 1257 молодых семей из г.о. Тольятти. На дату утверждения (ДД.ММ.ГГГГ) списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году возраст членов 459 семей достиг 36 лет, в том числе Павловой <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Соответственно семья Павловых перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы программы (п.5 Правил) и обоснованно была исключена из списков молодых семей –участников подпрограммы, претендентом же семья истца не стала.

Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, следует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья Павлова И.С. была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в 2008 году. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников подпрограммы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные подпрограммой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ. Истцом не предоставлено доказательств того, что его семья в установленном порядке приобрела статус претендента на получение социальной выплаты, а именно этот статус дает право на получение в будущем истребуемой истцом суммы.

Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов.

Судом также принимается во внимание, что требование о понуждении включить истцов в список молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты, заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку мэрия не уполномочена утверждать сводные списки. Суд разъяснял истцу право заявить указанные требования к Правительству Самарской области, однако истец настаивал на обращении всех заявленных требований к мэрии г.о. Тольятти.

Требования истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как малоимущего, удовлетворению также не подлежат, при этом суд исходит из следующего.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, принятие граждан на учет нуждающихся предусмотрены ст. ст. 51, 52 ЖК РФ.

Согласно п. 6 Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Между тем в отличие от лиц, имеющих право на получение жилья по договору социального найма (малоимущих), молодые семьи – участники должны иметь достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, на что указывает п. 7 Правил.

Таким образом, Правила лишь ориентируют на основания признания нуждающимися (ст. 51 ЖК РФ). При этом после признания семьи нуждающейся орган местного самоуправления включает ее в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 г., в то время как признание гражданина нуждающимся в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, как малоимущего, влечет обязанность органа местного самоуправления принять такое лицо на учет с последующим предоставлением жилья по договору социального найма.

Из представленной управлением по жилищным вопросам мэрии г.о. Тольятти справки видно, что в списках очередности нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма семья Павловых не состоит. Таким образом судом установлено, что истец с заявлением в мэрию г.о. Тольятти о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии со ст. 52 ЖК РФ не обращался, отказ в постановке на учет не получал, в связи с чем оснований для понуждения ответчика к указанным действиям не имеется. Истец не лишен возможности обратиться в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося, в свою очередь мэрия г.о. обязана рассмотреть указанное заявление, исследовать основания признания истца таковым и принять соответствующее решение. Суд не может подменять собой лицо, к чьей компетенции относится решение круга вопросов, связанных с обеспечением граждан жильем, но может проверить на законность принятое решение.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Павлова И.С. и Павловой Н.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Павлова <данные изъяты> и Павловой <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд города Тольятти.

Председательствующий:

<данные изъяты>