Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего Черкуновой Л.В.
при секретаре Дураевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гильманова М.М. к мэрии городского округа Тольятти о признании в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилья,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным иском. Просит обязать мэрию г.о. Тольятти о признании его в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения по тем основаниям, что он состоит в должности <данные изъяты> УВД по Комсомольскому району г.о. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано по тем основаниям, что доход истца превышает двукратную величину прожиточного минимума. Данный отказ считает незаконным и нарушающим его жилищные права.
В судебном заседании представитель истца Карбушева Т.И., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, собственником которого он не является. Другого жилья в городе Тольятти у истца нет. С распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласен по тем основания, что из заработной платы истца удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних - <данные изъяты>, и <данные изъяты>. Кроме того, истцом выплачиваются деньги на содержание детей добровольно. Оставшаяся сумма не позволяет истцу сделать накопления для приобретения жилого помещения или оформить кредит на указанные цели. В соответствии с Законом РФ «О милиции» истец имеет право на получение жилого помещения в течение 6 месяцев со дня назначения его на должность <данные изъяты>.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Каштанова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что истец ссылается на ст. 30 Закона РФ «О милиции», которая предусматривает, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры иди дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями во внеочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, тогда как истец нуждающимся не был признан. Кроме того, мэрия является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на Правительство Самарской области, как на соответствующий орган исполнительной власти, финансирующий органы милиции общественной безопасности в силу требований ст.ст. 30, 35 Закона РФ «О милиции» и Указа Президента РФ № 209 от 12.02.1993 года. В соответствии со ст.19 п.п.1,5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления могут передавать отдельные государственные полномочия и полномочия субъекта РФ, при условии финансового обеспечения данных полномочий только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ милиция входит в предмет исключительного ведения РФ. Мэрия г.о. Тольятти не осуществляет финансирование МОБ и участковых инспекторов.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п.1, 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляет органом местного самоуправления.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается также в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54 п.1, п.2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» - сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ст. 35 Закона РФ «О милиции» – финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Судом установлено, что Гильманов М.М. работает в должности <данные изъяты> УВД по Комсомольскому району г.о. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом УВД по Комсомольскому району г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой УВД по Комсомольскому району г.о. Тольятти и по существу ответчиком не оспаривается.
Из выписки распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ., поскольку его размер дохода превышает две величины прожиточного минимума.
Согласно п.п. 1.1 п. 1 Постановления Мэра г. Тольятти от 05.10.2005 года № 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти», учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Справкой МП «Инвентаризатор» и сообщением Управления Росреестра по Самарской области подтверждается, что истец в реестре собственников не значится и право приватизации в г.Тольятти не использовал. Из выписки из поквартирной карточки видно, что истец зарегистрирован в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Собственниками указанного жилого помещения являются ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме истца и собственников в указанной квартире зарегистрирован ФИО9 (родственник). Доказательств наличия родственных отношений с собственником квартиры суду не представлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, регистрация истца по указанному адресу носил формальный характер.
Таким образом, жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> истцу не принадлежит.
Принимая во внимание, что мэрией г.о. Тольятти не представлено ни одного доказательства, опровергающего позицию истца, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, в связи с чем распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в приятии Гильманова М.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении следует признать незаконным.
Доводы представителя мэрии о том, что в силу ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, а истец таковым не является, суд считает несостоятельными, поскольку ст.30 Закона РФ «О милиции» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади участковым уполномоченным. Указанной нормой предусмотрено предоставление участковым уполномоченным жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам. Основания признания данных лиц нуждающимся в жилых помещениям предусмотрены ст.51 ЖК РФ и могут устанавливаться другим законодательством. При решении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, материальное положение участковых уполномоченных правового значения не имеет.
Поскольку судом установлено, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, работает <данные изъяты> УВД по Комсомольскому району г.о. Тольятти более шести месяцев, соответственно в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» Гильманов М.М. имеет право на получение жилья.
В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской думы № 538 от 18 октября 2006 г. (в ред. Решений Думы городского округа Тольятти от 19.09.2007 N 717, от 18.02.2009 N 1103) мэрия г.о. Тольятти осуществляет действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и Самарской области, Уставом городского округа Тольятти и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данные положения закреплены в Уставе г. о. Тольятти (принят Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. № 155 в редакции решений Думы городского округа Тольятти от 01.02.2006 N 352, от 30.11.2007 N 781, от 30.01.2008 N 816, от 17.09.2008 N 959).
Согласно п. 3, п.1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положения п. 1 статьи 35 Устава г.о. Тольятти мэрия городского округа (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии с положением статьей 37 Устава г.о. Тольятти, согласно которой к компетенции мэрии относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Самарской области, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями мэра (п.1. пп.1) и управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой (п.1. пп.8).
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Правительство Самарской области, суд также находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 37 Устава г.о. Тольятти – обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, т.е. мэрию г.о. Тольятти.
Таким образом, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в гор. Тольятти на состав семьи один человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Гильманова <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Гильманову <данные изъяты> в приятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Признать Гильманова <данные изъяты> нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Гильманову <данные изъяты> жилое помещение в гор. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий:
<данные изъяты>