В порядке ст.45 ГПК РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Сметаниной О.Н.

при секретаре Васильевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Автозаводского района г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г.о. Тольятти, МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по обеспечению соответствия муниципального учреждения здравоохранения требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Автозаводского района г.Тольятти обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие мэрии г.о. Тольятти по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти, обязать ответчика устранить нарушение законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия для устранения указанных нарушений.

Представитель прокурора Автозаводского р-на г. Тольятти Болдырев Д.Е., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой Автозаводского р-на г. Тольятти проведена проверка сведений ОГПС г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский в МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти, в ходе которой были установлены нарушения требований пожарной безопасности о чем свидетельствует предписание № 2232/1/1-14 от 24.12.2009 г., а также акт – справка проверки № 7116-216 от 01.12.2010 года. Кроме того, в указанном учреждении выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства о чем свидетельствует предписание № 18/04-07/72 от 13.02.2009 г., а также акт-справка проверки № 18-07/6621 от 02.12.2010 года. Вышеуказанные нарушения непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, создают угрозу жизни и здоровья работников учреждения, граждан, в том числе детей. Собственник имущества мэрия г.о. Тольятти отказывается в добровольном порядке устранить имеющиеся нарушения, материальное финансирование, необходимое для устранения нарушений, не производится. В связи с этим просит признать бездействия мэрии г.о. Тольятти незаконными и обязать ответчика устранить нарушение законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия для устранения указанных нарушений.

Представители ответчика Каштанова И.В., Осипова О.Н., действующие по доверенностям, иск не признали, суду пояснили, что в соответствии с Уставом МУЗ «ЦВМиР Ариадна» является самостоятельным юридическим лицом, поэтому обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должно быть возложено именно на учреждение за счет собственных средств, а в случае их недостаточности обязанность по выделению денежных средств может быть возложена на мэрию г.о. Тольятти. В удовлетворении иска просили отказать.

Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти, в качестве третьего Роспотребнадзор по Самарской области.

Ответчик МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти о дне слушания дела извещен, представитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Роспотребнадзора по Самарской области Баган Н.М., действующая по доверенности, с иском согласилась, суду пояснила, что выявленные нарушения носят повторяющийся характер, и не зависят от финансирования МУЗ «ЦВМиР Ариадна».

Представитель третьего лица ОГПН г. Тольятти Бажина Н.В., действующая по доверенности, с иском согласилась, суду пояснила, что в результате проверки помещений МУЗ «ЦВМиР Ариадна» было установлено, что не в полной мере выполнены противопожарные мероприятия, предложенные к обязательному выполнению предписанием № 2232/1/1-14 от 24.12.2009 года.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Статьей 1 данного закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Статьей 19 Федерального Закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения, что закреплено и в п. 10 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Тольятти.

При этом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Судом установлено, что прокуратурой Автозаводского района города Тольятти совместно с Отделом государственного пожарного надзора г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский Самарской области была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти.

В результате проведенной проверки были установлены нарушения законодательства РФ «О пожарной безопасности» и санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается предписанием № 2232/1/1-14 от 24.12.2009 года, актом – справка проверки № 7116-216 от 01.12.2010 года, предписанием № 18/04-07/72 от 13.02.2009 года, актом – справка проверки № 18-07/6621 от 02.12.2010 года.

Как следует из пояснений представителя истца, часть нарушений была устранена, однако остались не устраненными следующие нарушения:

- п. п. 3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: стены коридоров и холл первого этажа отделаны горючими материалами (МДФ и пластиковые панели);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: в коридорах первого и второго этажей на полу применено (горючее) линолеумное покрытие;

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: полы лестничных клеток окрашены горючим материалом (масляная краска);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: часть стен лестничных клеток окрашены горючим материалом (масляная краска);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: стены коридоров окрашены горючим материалом (масляная краска).

- ППБ-01-03, п. 3, 34 п. 6.18* СНиП 21-01-97* отсутствует часть дверей оборудованных доводчиками и уплотнениями в притворах, входящих в систему противодымной защиты здания и отделяющих лестничные клетки от коридоров, а именно: правый блок 1-й этаж, средний блок 1-й этаж, левый блок 1-й этаж.

- п. 3, п.51 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* часть дверей эвакуационных выходов из помещений первого этажа выполнена шириной в свету менее 1,2м.

- п.3,89 ППБ-01-03, раздел 5 ГОСТ Р 51844-2001, НПБ 151-2000 часть пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода, выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ 51844-2001 и НПБ 151-2000.

- п. 8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в групповых комнатах № 3, № 7 поверхности стен, полов, потолков с дефектами покрытий - имеются участки отслоившейся краски на стенах, стены с трещинами, выбоинами штукатурки, краска отслаивается, линолеум не плотно прилегает к основанию, края линолеума не заведены под плинтуса, местами расходится.

Представитель истца считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что мэрией г.о. Тольятти не организовано выделение достаточных средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований учреждения здравоохранения для несовершеннолетних.

Между тем, из пояснений представителя ответчика мэрии г.о. Тольятти и материалов дела видно, что в 2008 году за счет средств бюджета г.о. Тольятти на проведение капитального ремонта выделено 821085,36 рублей. За счет указанных средств проведен капитальный ремонт помещений центра, произведена замена оконных блоков, ремонт физиотерапевтического отделения и других помещений. В 2009 году на проведение капитального и текущего ремонта было направлено 242500 рублей. За счет указанных средств произведена установка противопожарных дверей, монтаж системы АПС и текущий ремонт освещения на эваковыхода. В 2010 году на проведение ремонта в МУЗ «ЦВМиР» Ариадна» было направлено 100000 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются Планом мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности, информацией об объемах финансирования выполненных работ по текущему и капитальному ремонту в МУЗ ЦВМиР «Ариадна» за 2008-2010 г. Вышеизложенное опровергает доводы истца о бездействии мэрии г.о. Тольятти в части содержания здания медицинского центра и выделении денежных средств.

Согласно Уставу МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти учредителем учреждения является мэрия г.о.Тольятти, МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

В соответствии с п. 3.4. Устава, источником формирования финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г.о. Тольятти согласно утвержденной учредителем смете доходов и расходов, имущество, переданное Учреждению его собственником или уполномоченным им органом, а также доходы от выполнения работ, услуг, реализации продукции при осуществлении деятельности, добровольные взносы, иные источники. Следовательно, Мэрия г.о. Тольятти и МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти в силу требований законодательства ответственны за нарушение требований пожарной безопасности и на них возлагается обязанность, как на собственника имущества, который несет бремя его содержания, так и на лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом, по их устранению.

Кроме того, п. 1.3, 1.4, 1,6, 1.9 Устава, указывают, что МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета для учета операций со средствами бюджета городского округа и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, гимназия отвечает по своим обязательствам, находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам гимназии несет собственник имущества. В связи с этим суд не может согласиться с доводами прокурора Автозаводского района г. Тольятти о том, что обязанность по устранению установленных нарушений и финансирование данных мероприятий обязана произвести исключительно Мэрия г.о. Тольятти. Положения Устава и нормы закона устанавливают ограниченную ответственность собственника имущества. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения только при недостаточности указанных денежных средств. Субсидиарная ответственность предполагает в данном случае несение дополнительной обязанности мэрией г.о. Тольятти, в случае недостаточности денежных средств у медицинского центра. Из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти видно, что в 2009 году за счет собственных средств МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти было потрачено 48938,26 рублей на установку противопожарных дверей, в 2010 году было потрачено 34830, 28 рублей на текущий ремонт помещений центра и системы центрального отопления. Вместе с тем, согласно Информации о финансовой деятельности МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти за 2008-2010 года, учреждением в 2008 году были получены доходы от предпринимательской и иной деятельности в размере 3020000 рублей, в 2009 году – 3304000 рублей, в 2010 году – 3096000 рублей.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти за счет собственных средств учреждения, а в случае недостаточности у медицинского центра собственных средств обязанность по выделению денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

В соответствии с п.9. ч.1 ст.333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом положений приведенных норм закона, суд считает необходимым взыскать с МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти и мэрии г.о.Тольятти в доход государства госпошлину, в размере 2000 рублей, с каждого.

Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Иск прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить частично.

Обязать МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти за счет собственных средств устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно:

- п. п. 3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: стены коридоров и холл первого этажа отделаны горючими материалами (МДФ и пластиковые панели);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: в коридорах первого и второго этажей на полу применено (горючее) линолеумное покрытие;

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: полы лестничных клеток окрашены горючим материалом (масляная краска);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: часть стен лестничных клеток окрашены горючим материалом (масляная краска);

- п.3, 38, 51, 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с п. 1.1, 1.4*, а именно: стены коридоров окрашены горючим материалом (масляная краска).

- ППБ-01-03, п. 3, 34 п. 6.18* СНиП 21-01-97* отсутствует часть дверей оборудованных доводчиками и уплотнениями в притворах, входящих в систему противодымной защиты здания и отделяющих лестничные клетки от коридоров, а именно: правый блок 1-й этаж, средний блок 1-й этаж, левый блок 1-й этаж.

- п. 3, п.51 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97* часть дверей эвакуационных выходов из помещений первого этажа выполнена шириной в свету менее 1,2м.

- п.3,89 ППБ-01-03, раздел 5 ГОСТ Р 51844-2001, НПБ 151-2000 часть пожарных шкафов внутреннего противопожарного водопровода, выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ 51844-2001 и НПБ 151-2000.

- п. 8.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в групповых комнатах № 3, № 7 поверхности стен, полов, потолков с дефектами покрытий - имеются участки отслоившейся краски на стенах, стены с трещинами, выбоинами штукатурки, краска отслаивается, линолеум не плотно прилегает к основанию, края линолеума не заведены под плинтуса, местами расходится.

В случае недостаточности собственных средств в МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти обязать мэрию г.о. Тольятти выделить денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений.

Взыскать с мэрии г.о. Тольятти, МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна» г.о. Тольятти госпошлину в доход местного бюджета, по 2000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено ________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________

Председательствующий Сметанина О.Н.