Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Червяковой С.В. к мэрии городского округа Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании недействительным и не подлежащим исполнению распоряжение заместителя мэра г. Тольятти от 20 января 2010 года № 260-р/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представитель истца Федурце А.П. действующая по доверенности, иск поддержала, пояснив, что в начале 2008 года истец обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. Постановлением мэра г.о.Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ года семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году. В январе 2010 года истец получила извещение о том, что распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 20 января 2010 года № 260-р/4а «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы ее семья исключена из списка участников программы, в связи с превышением возраста 35 лет. Считает исключение из программы необоснованным, поскольку на момент включения семьи истца в списки участников программы возраст истца не достигал 35 лет, а в соответствии с п.5 Постановления участницей подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Просит признать недействительным и не подлежащим исполнению распоряжение заместителя мэра г. Тольятти от 20 января 2010 года № 260-р/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году в отношении семьи истца.
Представитель мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, с заявлением не согласилась, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, поскольку одним из условий признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. является то, что возраст каждого из супругов, либо 1 родителя в неполной семье, на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет. Орган местного самоуправления формирует списки претендентов на получение социальной выплаты до 1 сентября года, предшествующего планируемому году социальных выплат. Постановлением мэрии г.о. Тольятти утверждается список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г.о. Тольятти. Губернатором Самарской области утверждается список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2009 года. При формировании указанного списка исключены из участников программы семьи, возраст членов семей которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет, в число которых вошла семья заявителя, в связи с этим данная молодая семья перестала соответствовать требованиям программы, и исключена из ее участников. Мэрия городского округа Тольятти была лишь уведомлена о данном факте. Обжалуемое распоряжение заместителя мэра было принято на основании и во исполнение решения органа исполнительной власти субъекта РФ. Полагает, что семья заявителя правомерно исключена из числа участников подпрограммы т.к. не соответствует установленным требованиям, поскольку возраст истца превысил 35 лет на момент принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, в связи с чем, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ответчик Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о дне слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого видно, что ответчик исковые требования не признает, поскольку семья истцов законно исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, так как ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 36 лет в связи с этим она перестала удовлетворять требованиям участия в программе.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Судом установлено, что на основании заявления и представленных документов истец с составом семьи три человека была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г..
Согласно извещению от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 20 января 2010 года № 260-р/4 истец с составом семьи три человека исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Из пояснений представителя мэрии г.о. Тольятти видно, что решение о включении или исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. принимается в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
В силу п.п. 21,22 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Представитель мэрии г.о. Тольятти суду пояснила, что в соответствии с п. 21 Правил, до 01 сентября 2008 года был утвержден список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2009 году по г.о. Тольятти, что подтверждается постановлением мэрии г.о. Тольятти от 29 августа 2008 года № 2222-1/п. Впоследствии данный список был направлен в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, поскольку п.22 Правил обязанность по определению формы списка молодых семей - участников подпрограммы возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Всего в списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году состояло 5417 молодых семей.
В силу п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы - Министерству регионального развития РФ, который с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта РФ предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов. Орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр (п.25,26 Правил).
Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки. 26 июня 2009 года указанный список был утвержден исполняющим обязанности Губернатора Самарской области и направлен письмом от 26 июня 2009 года № 1-30/1617 в Минрегион России в установленный срок, т.е. до 26 июня 2009 года. Эта дата определена заказчиком подпрограммы, что подтверждается копией Правительственной телеграммы. Таким образом, днем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году следует считать 26 июня 2009 года. Указанный список, сформированный с учетом объема средств федерального бюджета, выделенного на реализацию подпрограммы в 2009 году включил 242 семьи, в том числе и 130 семей из г. Тольятти, но поскольку семья истца значилась в списке за более поздним номером, она не вошла в список претендентов на получение социальной выплаты.
В соответствии с условиями программы из числа семей, не вошедших в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году в порядке, предусмотренном приказом министра экономического развития инвестиций и торговли Самарской области от 10 августа 2009 года № 86, министерство формирует и утверждает список молодых семей-участников программы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом году, в данном случае в 2009 году, в случае высвобождения по каким-либо основаниям средств, выделенных на реализацию областной программы. Указанный список утвержден приказом от 30 ноября 2009 года за № 128. Семьи, вошедшие в указанный список, являются участниками программы и потенциальными претендентами на получение социальной выплаты и должны соответствовать требованиям программы, в частности возраст одного из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении в список не превышает 35 лет, из чего следует, что из указанного списка подлежат исключению семьи, возраст членов которых достиг или достигнет до конца 2009 года 36 лет.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 36 лет, в связи с этим, она правомерно не включена в список претендентов и ее семья исключена из списка участников, поскольку она перестала соответствовать требованиям участия в программе, и соответственно не приобрела права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг.
Кроме того, из нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, явствует, что право на получение социальной выплаты получают семьи, включенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты. Семья истца была включена в список семей-участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. в 2008 году. Статус участника не предусматривает наличия права на получение социальной выплаты, поскольку этот статус приобретается в результате подачи соответствующих сведений в орган местного самоуправления. При формировании списков участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. орган местного самоуправления не наделен правом соизмерять количество участников подпрограммы и средств, выделяемых на цели, предусмотренные подпрограммой. Эти полномочия имеет только орган исполнительной власти субъекта РФ. Истцом не предоставлено доказательств того, что она в установленном порядке приобрела статус претендента на получение социальной выплаты, а именно этот статус дает право на получение в будущем социальной выплаты.
Нормативными актами, касающимися реализации ФЦП «Жилище» 2002-2010 г.г., не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ включать всех участников в списки претендентов. Таким образом, суд считает, что у истца возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, из этого списка она не исключена, а право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у в установленном законом порядке не возникло. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Червяковой С.В. к мэрии городского округа Тольятти, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о признании недействительным и не подлежащим исполнению распоряжение заместителя мэра г. Тольятти от 20 января 2010 года № 260-р/4 «Об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», восстановлении в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2009 году - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: