о предоставлении ж/п по договору соц.найма вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.

при секретаре Хасановой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Александровой Т.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском. Просит обязать ответчика выделить ему жилую площадь в виде отдельной квартиры вне очереди.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку является <данные изъяты>. На основании постановления мэра г.о. Тольятти от 01.04.2008 г. Александрова Т.А. с составом семьи <данные изъяты> человек была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Заболевание истца входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года и является основанием для получения жилья вне очереди. В настоящее время истец состоит в указанном списке на внеочередное получение жилья под №. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, что значительно ущемляет образом нарушает ее права и законные интересы.

Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Александрова Т.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие п. 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец имеет право в соответствии со ст. 57 ЖК РФ на внеочередное получение жилья по договору социального найма. Истец состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающегося в жилом помещении с 06.02.2008 года. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Иным, определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения по договором социального найма за счет муниципального жилищного фонда могут быть представлены органами местного самоуправления только в случае наделения органом местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Истец относиться к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», вставших на учет нуждающихся в улучшении условия после ДД.ММ.ГГГГ, как имеющий тяжелое хроническое заболевание. В силу Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. В силу ст.ст. 19, 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами. Между тем, в 2010 году из бюджета Самарской области субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договором социального найма и ставших на учет после 01.01.2005 года, г.о. Тольятти выделено недостаточно. По этой причине осуществление данных полномочий органами местного самоуправления г.о. Тольятти в полном объеме не возможно. В силу закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и инвалидов, в зависимости от времени включения их в список внеочередников. В списке на внеочередное получение жилья Александрова Т.А. значиться под №. Считает, что у истца отсутствуют основания требовать предоставления жилого помещения вне очереди, в противном случае будут нарушены права других внеочередников. Жилое помещение истцу будет предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцу, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что Александрова Т.А. является <данные изъяты> и имеет заболевание, которое входит в п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справками КЭК № 09 от 25.01.2008 года ГУЗ СО <данные изъяты> г. Тольятти, №39 от 04.04.2007, №159 от 19.10.2009 года, №12 от 27.01.201 года, и по существу не оспаривается сторонами.

Согласно выписки из постановления Мэра г.о. Тольятти от 01.04.2008 г. № 1699-2/р «О рассмотрении жилищных вопросов» Александрова Т.А. с составом семьи <данные изъяты> человек принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 06.02.2008 г.

Из справки Управления по жилищным вопросам Мэрии г.о. Тольятти от 26.01.2011 г. видно, что Александрова Т.А. с 06.02.2008 года включена в очередь на внеочередное улучшение жилья, в связи с заболеванием. На 01.01.2010 г. в списках граждан на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти состоит 173 семьи. Александрова Т.А. значится под номером №.

Согласно выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ истец проживает и зарегистрирована в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО3, ФИО2

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является инвалидом 2 группы, имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

В соответствии с Положением о порядке управления объектами муниципальной собственности г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы № 916 от 05.11.2003 года управление жилищным Фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия г. Тольятти, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица (п. 5.2.3). К полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальной собственностью (п.2.3). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.

Данные положения закреплены и в Уставе г. Тольятти. Так в соответствии со ст. 44 Устава г. Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

Истец в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Александровой Т.А. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи <данные изъяты> человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий М.В. Волкова

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ Р Е Ш Е Н И Я

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.

при секретаре Хасановой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Александровой Т.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Александровой Т.А. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение десяти дней.

Председательствующий М.В. Волкова