РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2011 года Центральный районный суд гор. Тольятти Самарской области
в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Филатовой С.И., Филатова И.С. к мэрии городского округа Тольятти о признании права пользования жилым помещением, признании договора социального найма заключенным,
установил:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику.
В судебном заседании истцы и их представитель Горцунова Т.А., действующая по ордеру, исковые требования поддержали, пояснив, что 07 мая 2011 года истец Филатова С.И. была принята на работу в ОАО <данные изъяты> и 25 декабря 2004 года ей была предоставлена для проживания комната № в общежитии, по <адрес> куда она вселилась вместе с сыном Филатовым И.С.. С 25 января 2005 года по 25 декабря 2009 года истцы были временно зарегистрированы по указанному адресу. 28 августа 2009 года ООО <данные изъяты> заключило с истцом типовой договор найма указанного жилого помещения. Истцы неоднократно пытались зарегистрироваться в спорном жилом помещении, в чем им отказывали, требуя предоставить свидетельство о праве собственности ОАО <данные изъяты> на данное жилое помещение. На сегодняшний день в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на указанное жилое помещение. Ранее общежитие принадлежало ОАО <данные изъяты> однако в настоящее время у данного предприятия отсутствуют документы, подтверждающие право собственности ОАО на данное общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности общежитие также не включено. Считает, что мэрия городского округа Тольятти не исполнила в полном объеме требования Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», не исполнила требования Распоряжения Президента Российской Федерации № 114-рп от 18 марта 1992 года «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», не исполнила требования п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», которым было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. Мэрия не потребовала от ОАО <данные изъяты> передачи в муниципальную собственность жилых помещений <адрес>. ОАО <данные изъяты> в свою очередь также не исполнило требования вышеперечисленных актов и не передало в муниципальную собственность вместе с другими жилыми домами из фонда <данные изъяты> жилые помещения в доме <адрес>. Вместе с тем, в настоящее время у ОАО <данные изъяты> нет документов, подтверждающих право собственности предприятия на данное общежитие, при этом общежитие не включено и в реестр муниципальной собственности г. Тольятти. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством общежитие по <адрес> подлежало передаче в муниципальную собственность, то к отношениям по пользованию спорным жилым помещениям должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Истцы постоянно проживают в спорном жилом помещении с 2004 года, оплачивают коммунальные платежи, в связи с чем, считают, что у истцов возникло право пользования указанным жилым помещением и, учитывая, что общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность, мэрия обязана была заключить с истцами договор социального найма жилого помещения. Просят признать за истцами право пользования спорным жилым помещением и признать договор социального найма указанного жилого помещения с истцами заключенным.
Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, с истцами заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии, право собственности муниципалитета на указанное общежитие не зарегистрировано, поэтому договор социального найма с истцами не может быть заключен.
Представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты> Кирюткина А.А., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с действующим законодательством для приобретения права на жилое помещение необходимо вселиться в него в установленном законом порядке.
Судом установлено, что истец состояла с ОАО <данные изъяты> в трудовых отношениях в связи с чем, ей была предоставлена для проживания комната № в общежитии, по <адрес>, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Также судом установлено, что истцы с 25 января 2005 года по 25 декабря 2009 года были зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки, карточками регистрации, свидетельствами о регистрации по месту пребывания.
Из материалов дела видно, что 28 августа 2009 года с истцом Филатовой С.И. был заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии.
Пояснения истцов о том, что они с 2004 года по настоящее время постоянно проживают в спорном жилом помещении, не оспариваются представителем ответчика, так же как не оспаривается и право истцов на проживание в данном жилом помещении.
Представителем ответчика не оспариваются пояснения истцов о том, что истцы занимают изолированное жилое помещение, комнату №.
Из пояснений представителя истца следует, что с истцами не заключается договор найма социального жилого помещения, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о регистрации прав на указанное жилое помещение. Ранее общежитие принадлежало ОАО <данные изъяты> однако в настоящее время у данного предприятия отсутствуют документы, подтверждающие право собственности ОАО на данное общежитие, при этом в реестр муниципальной собственности общежитие также не включено.
Вместе с тем, п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно Приложения № 3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено – пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11 июня 1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект – общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, при реорганизации ПО <данные изъяты> в ОАО <данные изъяты> жилые помещения, в том числе и занимаемое истцом, должны были быть переданы в ведение администрации по месту нахождения объекта (муниципалитета). Неисполнение требований законодательства при акционировании предприятия повлекло необоснованное включение жилых помещений общежития по <адрес> в План приватизации ОАО <данные изъяты> и они не были переданы исполнительному органу местного самоуправления.
Мэрией городского округа Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти здания общежития, по адресу: <адрес>, чем нарушены вышеуказанные положения закона и, что повлекло за собой необоснованное включение здания общежития по <адрес> в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор в этой части является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону, положения которого приведены выше.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Как установлено судом выше, истцы вселились в спорное жилое помещение в 2004 году в установленном законом порядке, проживают в нем по настоящее время, вносят плату за проживание, что не оспаривается ответчиком.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцы занимают изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
Представитель мэрии ссылается на то, что в настоящее время мэрия г.о. Тольятти не может заключить с истцами договор социального найма, поскольку право собственности муниципалитета на данную комнату не зарегистрировано.
Суд считает, что заключение договора социального найма жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от исполнения собственником обязанности по регистрации своего права в государственной регистрационной службе, кроме того в силу ст. 49 ЖК РФ, ст. 672 ГК РФ, ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» договор социального найма с истцами считается заключенным.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Признать за Филатовой <данные изъяты>, Филатовым <данные изъяты> право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Тольятти.
Председательствующий: