Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 мая 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора г.о. Тольятти в интересах Асияновой Н.А. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.о. Тольятти в интересах Асияновой Н.А. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В судебном заседании пом. прокурора Гладкова И.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Асиянова Н.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так <данные изъяты>. Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в приемную семью ФИО9 в которой проживала до ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Приморский», где она находилась до ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в ГОУ детский дом «Милосердие» в г. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила обучение в МОУ СОШ № 3 г. Тольятти. Закрепленного жилья Асиянова Н.А. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № она принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (сирота) с составом семьи один человек. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Асиянова Н.А. жильем не обеспечена. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Асияновой Н.А. вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.
Асиянова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Асиянова Н.А. действительно относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилья не имеет. В настоящее время зарегистрирована в <адрес> г. Тольятти. Постановлением мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц. В настоящее время в Мэрии г.о. Тольятти сформирован список из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, в котором Асиянова Н.А. на 01.01.2011 года состоит под № 41. Жилое помещение Асияновой Н.А. будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, ответственным является Мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Асиянова <данные изъяты> относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты> что подтверждается <данные изъяты> и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений пом. прокурора явствует, что Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в приемную семью ФИО10 в которой проживала до ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Приморский», где она находилась до ДД.ММ.ГГГГ года. Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в ГОУ детский дом «Милосердие» в г. Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила обучение в МОУ СОШ № 3 г. Тольятти. Закрепленного жилья Асиянова Н.А. не имеет, в связи с чем, постановлением мэрии г.о. Тольятти № она принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (сирота) с составом семьи один человек. В силу закона ей как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Асиянова Н.А. жильем не обеспечена.
Указанные объяснения подтверждаются:
O Постановлением администрации Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым Асиянова Н.А. была определена в приемную семью ФИО11.;
O Постановлением главы муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении приемной семьи ФИО12
O Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ Асиянова Н.А. была определена в социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних;
O Справками СРЦ для несовершеннолетних «Приморский», из которых следует, что Асиянова Н.А. находилась в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года;
O Распоряжением главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ об определении Асияновой Н.А. в ГУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
O Выпиской из приказа ГОУ детский дом «Милосердие» г. Тольятти, из которой следует, что Асиянова Н.А. зачислена в учреждение с ДД.ММ.ГГГГ года;
O Свидетельством о регистрации, из которого следует. что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Асиянова Н.А. была зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес>;
O Заявлением Асияновой Н.А. о принятии на учет для предоставления жилого помещения с составом семьи 1 человек;
O Выпиской из постановления мэра г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Асиянова Н.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (сирота) составом семьи один человек с ДД.ММ.ГГГГ года;
O Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Асиянова Н.А. право приватизации в г. Тольятти не использовала, в реестре собственников не значится;
O Сообщением Управления ФРС по Самарской области, из которого следует, что Асиянова Н.А. в числе собственников в г. Тольятти не значится.
Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Асиянова Н.А. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.
То есть Асиянова Н.А. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Асиянова Н.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.
Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Асияновой Н.А. жилого помещения лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенций.
Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Асияновой Н.А. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Асияновой Н.А. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.
Таким образом, Асиянова Н.А. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти во внеочередном порядке обеспечить Асиянову Н.А. жилой площадью в г. Тольятти по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Асияновой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: