предоставление жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Галановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тупик Л.А., Глазовой А.Е., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО9., ФИО10 ФИО11. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Тупик Л.А., Глазова А.Е., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО12., ФИО13., ФИО14 обратились в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании представитель Глазовой А.Е. Вагизова А.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что Глазова А.Е. имеет несовершеннолетнего ребенка ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является <данные изъяты> страдает <данные изъяты> заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. Постановлением мэра г.о. Тольятти от <адрес> года № Глазова А.Е. составом семьи 5 человек <данные изъяты> принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договором социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ как многодетная семья и имеющая ребенка <данные изъяты>, страдающего заболеванием, подпадающим под действие постановления Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378. В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим <данные изъяты> заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако истцы до настоящего времени не обеспечены жилым помещением. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить вне очереди истцам жилое помещение на состав семьи пять человек в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья.

Истица Глазова А.Е., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО16., ФИО17 ФИО18. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.

Истица Тупик Л.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования полностью поддерживает.

Представитель ответчика - мэрии гор. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что Глазова А.Е. воспитывает ФИО19 который страдает <данные изъяты> заболевания и подпадает под действие п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых гражданину необходима дополнительная жилая площадь в связи с невозможностью совместного проживания. Глазова А.Е. состоит на учете в мэрии г.о. Тольятти в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. В соответствии со ст.ст. 1,2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006 года органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в пределах выделяемых на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Из бюджета Самарской области выделяется субвенций на обеспечение жильем граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья недостаточно. Мэрия г.о. Тольятти строительство жилья не ведет. В связи с этим осуществление полномочий по предоставлению жилья в полном объеме невозможно. Пунктом 5 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24.10.2006 года на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди каждой категории граждан, в том числе среди граждан, включенных в очередь на внеочередное получение жилья в связи с заболеванием, входящим в Перечень тяжелых хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. На 01.01.2011 года в списке на внеочередное получение жилья значится 158 семей. Глазова А.Е. в этом списке значиться под № В связи с изложенным, полагает, что необходимо учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, в котором состоит Глазова А.Е. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истцам, считает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед Глазовой А.Е. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственным является мэрия городского округа Тольятти по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органов местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> и имеет заболевание, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается справкой МСЭ №, справкой № и по существу не оспаривается сторонами.

<данные изъяты>.

<данные изъяты>

Постановлением мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ года Глазова <данные изъяты> с составом семьи пять человек (<данные изъяты>.) принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ года как многодетная семья и имеющая ребенка инвалида, страдающего заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.

Из объяснений представителя истца явствует, что в силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Однако истцы до настоящего времени не обеспечены жилым помещением.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Глазова А.Е. с составом семьи пять человек состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающаяся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как многодетная семья и имеющая сына <данные изъяты> страдающего заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.

То есть Глазова А.Е. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней и ее семьей признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истцов представителем ответчика не оспаривается.

Истцы собственного жилья в г. Тольятти не имеют, проживают на съемной квартире, зарегистрированы по адресу г. Тольятти <адрес>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки, справкой МП «Инвентаризатор», сообщениями Управления Росреестра по Самарской области.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Глазова А.Е. с членами семьи в установленном законом порядке признана нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, как воспитывающая ребенка <данные изъяты>, имеющего заболевание, входящее в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеют право на вне очередное получение жилья.

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.10.2006 N 538 управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет мэрия г. Тольятти или уполномоченный ею орган (п. 5.2.3). В соответствии с п. 2.3 данного Положения к полномочиям мэрии г. Тольятти относится управление и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе вопросы предоставления гражданам и юридически лицам жилых помещения, заключение договоров найма, социального найма, аренды жилого фонда (п. 2.3.1.20). Тем самым, мэрия г. Тольятти, выступая собственником, в полной мере осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе и жилым фондом на территории г. Тольятти.

Данные положения закреплены и в Уставе городского округа Тольятти (в ред. Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 30.01.2008 N 816). В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Устава управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению истцов жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцам согласно очередности льготников соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя мэрии г.о. Тольятти на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» - в пределах очередности по каждой из категорий, в том числе и среди граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право Глазовой А.Е. и членов ее семьи на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истцов на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

Глазова А.Е. с составом семьи пять человек в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить их жильем.

Обеспечение Глазовой А.Е. и членов ее семьи жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от выделения субвенций и других обстоятельств, поскольку ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является нормой прямого действия на всей территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить Глазову А.Е. и членов ее семьи жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи пять человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Глазовой <данные изъяты> вне очереди жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи пять человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Тольятти.

Председательствующий: