Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии городского округа Тольятти, МДОУ детский сад № 21 «Карасик» об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти, МДОУ детский сад № 21 «Карасик» об обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.
В судебном заседании пом. прокурора г. Тольятти. Фанина О.М. исковые требования уточнила, суду пояснила, что Прокуратурой Центрального района города Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением требований ФЗ «О пожарной безопасности» проведена проверка в МДОУ детский сад № 21 «Карасик», расположенном по адресу: г. Тольятти <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра, оздоровления учащихся и работающего персонала. В ходе проверки установлено, что в МДОУ детский сад № 21 «Карасик» 06 августа 2010 год были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № 928/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому, выявлено 5 нарушений. Срок выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский был установлен до 01 июля 2011 года. По результатам проверки исполнения указаний данного предписания установлено, что по состоянию на 07 апреля 2011 года выполнено 2 пункта, на сегодняшний день выполнены еще 2 пункта, невыполненным остался следующий пункт: не обеспечивается проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год. Кроме того, на дату 07.04.2011 года из 7 пунктов предложенных в ходе приемки к началу 2010-2011 учебному году, выполнено 4 пункта. На день рассмотрения дела из оставшихся 3-х пунктов один пункт исполнен, а два пункта согласно представленных суду документов исполнению не подлежат в связи с отсутствием техническим возможностей. Таким образом, на день рассмотрения не устраненным остался 1 пункт нарушения, указанны в предписании ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский, а именно: не обеспечивается проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти и МДОУ детский сад № 21 «Карасик» устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 21 «Карасик», и провести необходимые организационные мероприятия в МДОУ детский сад № 21 «Карасик» по адресу: г. Тольятти <адрес>, а именно: обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год путем создания комиссии по противопожарной безопасности с последующим составлением акта по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год.
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» в перечень полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности обязанность по обеспечению мер пожарной безопасности в конкретном учреждении не входит. МДОУ детский сад № 21 «Карасик» является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основании муниципального задания по нормативам финансирования, которые ежегодно утверждаются Думой г.о. Тольятти. Руководитель учреждения, являясь распорядителем финансовых средств, самостоятельно формирует смету расходов в соответствии с первоочередными потребностями учреждения, в том числе и на выполнение противопожарных мероприятий. Финансовые средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 21 выделяются постоянно, что свидетельствует о том, что мэрия г.о. не бездействует. Поскольку муниципальное имущество – здание гимназии закреплено за МДОУ детский сад № 21 на праве оперативного управления, то обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на данное учреждение. Более того, считает, что в удовлетворении исковых требований также следует отказать по тем основаниям, что предписанием ОГПН от 06.08.2010 года срок для устранения недостатков установлен до 01.07.2011 года. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика МДОУ детский сад № 21 «Карасик» ФИО8 действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что действительно в ходе проверки соблюдения в детском саду правил противопожарной безопасности был выявлен ряд нарушений, которые были отражены в акте. Часть нарушений устранена, часть нарушений признаны неустранимыми в связи с отсутствием технических возможностей. Неустраненным осталось одно нарушение, однако у них есть время до 01.07.2011 года устранить данное нарушение. Именно данный срок был установлен предписанием ОГПН от 06.08.2010 года.
Представитель 3-го лица Главного управления МЧС России по самарской области инспектор отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Самарской области управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО9 действующий по доверенности, в судебном заседании с иском согласился, суду пояснил, что была проведена проверка в МДОУ детский сад № 21 «Карасик» по факту соблюдения требований пожарной безопасности. В результате проверки был выявлен ряд нарушений, которые были закреплены в акте, часть нарушений была устранена, оставшаяся часть нарушений не устранена до настоящего времени, что может привести к негативным последствиям и создать непосредственную угрозу гибели или здоровью людей, находящихся в здании детского сада.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответственными являются Мэрия городского округа Тольятти и МДОУ детский сад № 21 г. Тольятти по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм собственности, - определяются Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Судом установлено, что в период с 05 августа по 06 августа 2010 года ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Самарской области проведены плановые мероприятия по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании МДОУ детский сад № 21 «Карасик», расположенном по адресу: г.о. Тольятти <адрес>.
В ходе мероприятий по надзору выявлены нарушения требований ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности, состоящих из 5 пунктов.
В связи с выявленными нарушениями ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Самарской области выдано предписание № 928/1/1 от 06.08.2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Судом также установлено, что в ходе работы комиссии по приемке к началу 2010-2011 учебному году МДОУ детский сад № 21 «Карасик», расположенного по адресу г. Тольятти <адрес> был выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, состоящий из 7 пунктов, о чем было составлено особое мнение члена комиссии заместителя начальника ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский ФИО10
В ходе рассмотрения гражданского делу судом установлено, что ряд выявленных нарушений требований пожарной безопасности на день рассмотрения устранен, два выявленных нарушения устранению не подлежат в связи с отсутствием технических возможностей, что подтверждается представленными суду договором на техническое обслуживание и справкой ООО <данные изъяты>
Указанные обстоятельства пом. прокурора Фанина О.М. в судебном заседании не оспорила, подтвердив их в полном объеме и указав, что на день рассмотрения дела подлежит устранению 1 пункт предписания от 06.08.2010 года, а именно: не обеспечена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год.
Представители ответчиков в судебном заседании не опровергли тот факт, что вышеуказанное нарушение правил пожарной безопасности не устранено до настоящего времени.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» и то, что сложившееся положение создает опасные условия для жизни и здоровья, находящихся в МДОУ детский сад № 21 несовершеннолетних воспитанников, работников и иных лиц, которым не созданы надлежащие условия, соответствующие требованиям пожарной безопасности, гарантирующие охрану здоровья и безопасности, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и нашедшими свое подтверждение.
Федеральным законом «О пожарной безопасности» определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В статье 1 данного Закона пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года осуществление непосредственного руководства системой пожарной безопасности возложено на руководителей организаций, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с п. 10 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное исполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Устава городского округа Тольятти (в ред. Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 30.01.2008 N 816) управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в соответствии с действующим законодательством и порядком, определенным Думой относится к компетенции мэрии г. Тольятти.
Как следует из пояснений представителя Мэрии городского округа Тольятти, имущество МДОУ детский сад № 21, в том числе здание по <адрес> в г. Тольятти, является собственностью г.о. Тольятти, то есть является муниципальным имуществом. Указанное здание передано на праве оперативного управления МДОУ детский сад № 21.
Согласно п. 1.2, 1.9, 3.1 и п. 3.7 Устава МДОУ детский сад № 21 «Карасик», его учредителем является муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Мэрии городского округа Тольятти. МДОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам МДОУ несет собственник имущества. Все имущество МДОУ находится в муниципальной собственности г.о. Тольятти и закреплено за МДОУ на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение деятельности МДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из изложенного, суд считает, что Мэрия г.о. Тольятти является надлежащими ответчиком по делу, поскольку в их ведении находится обеспечение управления и распоряжения муниципальной собственностью г.о. Тольятти (которой является здание, расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>), формирование бюджетных заявок на финансирование находящихся в их ведении расходов из областного бюджета, распределение денежных средств и они является учредителем МДОУ детский сад № 21.
На основании вышеизложенного доводы Мэрии г.о. Тольятти о том, что проведение мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности не относиться к их полномочиям суд считает несостоятельными.
Доводы представителей ответчиков о том, что у них есть время до 01.07.2011 года устранить оставшееся нарушение не могут быть основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выявленное нарушение правил пожарной безопасности имеет место быть, не устранено до настоящего времени, является предметом рассмотрения данного гражданского дела, следовательно, подлежит устранению.
В судебном заседании предложенный прокурором Центрального района г. Тольятти способ устранения выявленного нарушения, лицами, участвующими в деле оспорен не был. Работы и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушения, являются исполнимыми.
Доводы представителя Мэрии г.о. Тольятти о том, что мероприятия по устранению нарушения в виде создания комиссии должны исполняться руководством детского сада, следовательно, на Мэрию г.о. Тольятти не может быть возложена указанная обязанность, суд считает несостоятельной, поскольку в силу п. 5.4 Устава МДОУ детский сад № 21 «Карасик» Мэрия г.о. Тольятти как учредитель МДОУ решает вопросы деятельности МДОУ в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Проведение мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности относится к деятельности МДОУ по соблюдению действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования об обязании ответчиков устранить указанное нарушение законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес> путем проведения соответствующих мероприятий, а именно: обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год путем создания комиссии по противопожарной безопасности с последующим составлением акта по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти и МДОУ детский сад № 21 «Карасик» устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 21 «Карасик» и провести необходимые организационные мероприятия в МДОУ детский сад № 21 «Карасик» по адресу: г. Тольятти <адрес>, а именно:
– обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год путем создания комиссии по противопожарной безопасности с последующим составлением акта по проверке состояния огнезащитной обработки (пропитки) (стропила в складском помещении) не реже двух раз в год.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней.
Председательствующий: