Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Галановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Полежаевой Д.А. к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Полежаева Д.А. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти, ОАО «Волгоцеммаш» о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Кирюткина А.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, суду пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ года истица проживала г. Дорогобуж Смоленской области. Затем в ДД.ММ.ГГГГ года приехала на постоянное место жительства в г. Тольятти, где временно с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировалась и проживала в комнате № в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года истица в спорном жилом помещении зарегистрировалась постоянно и проживает в нем до настоящего времени. Общежитие, расположенное по адресу г. Тольятти <адрес> ранее принадлежало ОАО «Волгоцеммаш». В настоящее время у ОАО «Волгоцеммаш» нет документов, подтверждающих его право собственности на спорное общежитии, при этом оно не включено и в реестр муниципальной собственности г. Тольятти. Истец является гражданкой РФ, проживает в изолированном жилом помещении на условиях социального найма в здании, ранее использовавшимся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданным в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, истец ранее право участия в приватизации не использовала. Просит признать за истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти Певзнер А.Ю., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истцу должно быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, поскольку дом имеет статус общежития. В соответствии с ЖК РФ включение такого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Данное общежитие не исключено из указанного фонда, статус не снят, поэтому приватизации жилое помещение, занимаемое истцом не подлежит. Тот факт, что право муниципальной собственности на спорную комнату № в общежитии по <адрес> до настоящего времени не зарегистрировано, не оспаривает. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ОАО «Волгоцеммаш» Варламова Ю.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями полностью согласилась, против их удовлетворения не возразила.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу г. Тольятти <адрес> является Полежаева <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и по существу не оспаривается сторонами.
Из объяснений представителя истца следует, что до ДД.ММ.ГГГГ года истица проживала г. Дорогобуж Смоленской области. Затем в ДД.ММ.ГГГГ года приехала на постоянное место жительства в г. Тольятти, где временно с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировалась и проживала в комнате № в общежитии, расположенном по адресу г. Тольятти <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года истица в спорном жилом помещении зарегистрировалась постоянно и проживает в нем до настоящего времени. Истец является гражданкой РФ, проживает в изолированном жилом помещении на условиях социального найма в здании, ранее использовавшимся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданным в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, ранее право участия в приватизации не использовала.
Указанные объяснения представителя истца подтверждаются:
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащее государству (государственный жилищный фонд).
На основании ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" жилые помещения, находящиеся в общежитии приватизации не подлежат.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу с 23 января 2005 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищных фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 03.07.1991г. 3 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Приложение № 3 к данному Постановлению предусматривает, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.06.1007 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указывается, что объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Передача имущества в муниципальную собственность должна осуществляться в порядке, установленном ч.11 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Абзацем 14 ч.11 ст. 154 этого Закона предусмотрено, что в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность предложение о передаче имущества направляется органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Однако, поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорный объект общежитие, может рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003 года № 370) при приватизации предприятий, находящихся в федеральном (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизированного имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизированного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением: зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых.
Таким образом, при реорганизации ПО «Волгоцеммаш» в ОАО «Волгоцеммаш» жилые помещения, в том числе и занимаемое истцом, должны были быть переданы и находится в ведение администрации по месту нахождения объекта (муниципалитета). Неисполнение требований законодательства при акционировании предприятия повлекло необоснованное включение жилых помещений общежития по <адрес> в План приватизации ОАО «Волгоцеммаш» и они не были переданы исполнительному органу местного самоуправления. В свою очередь Мэрией г.о. Тольятти не составлялся и не направлялся в установленном порядке для утверждения перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тольятти, содержащий предложения о передаче в муниципальную собственность г. Тольятти указанного здания общежития, расположенного по адресу г. Тольятти <адрес>, чем были нарушены вышеуказанные положения закона, что повлекло за собой необоснованное включение здание общежития по ул. <адрес> в состав объектов, передаваемых в собственность акционерного общества, на основании договора № 125 от 5.12.1997 года. Данный договор в этой части является ничтожной сделкой, поскольку противоречит закону, положения которого приведены выше.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец занимает изолированное жилое помещение на условиях социального найма в здании, ранее использовавшемся как общежитие государственного предприятия, и в нарушение закона не переданном в муниципальный жилищный фонд, но являющимся муниципальной собственностью в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", вступившего в силу 22 января 2005 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность при условии, если это жилое помещение является изолированным.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2006 года «Вопросы применения жилищного законодательства» (ответ на вопрос № 20) указано следующее: «Однако на практике имелись случаи, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежития, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям».
Представители ответчиков факт, что истец занимает изолированное жилое помещение (комнату) не оспаривает. Данный факт подтверждается <данные изъяты> выпиской из поквартирной карточки, из которых видно, что ФИО8 занимает комнату №.
Учитывая, что спорное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность в нарушение действующего законодательства о приватизации государственных предприятий, суд полагает, что на данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.
Из пояснений представителя истца видно, что истец правом на приватизацию ранее не воспользовалась, что фактически не оспаривается представителями ответчиков и подтверждается имеющимися в деле документами: справкой ООО <данные изъяты> г. Дорогобужа Смоленской области, справкой ФГУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» г. Дорогобуж, карточкой прописки, выпиской из поквартирной карточки, справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, уведомлениями Управления Росреестра по Самарской области, из которых видно, что истец постоянно проживает в РФ, приехала на постоянное место жительства в г. Тольятти в ДД.ММ.ГГГГ года, постоянно проживает и работает в г. Тольятти, спорная комната в общежитии является ее последним и постоянным местом жительства, участия в приватизации на территории РФ не принимала, что также не оспаривается представителями ответчиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 131 и п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членом семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Судом установлено, и не оспаривается представителями ответчиков, что право собственности на объект недвижимости комнату <адрес> г. Тольятти в установленном законом порядке не зарегистрировано. Таким образом, в настоящее время мэрия г.о. Тольятти не может заключить с истцом договор о безвозмездной передаче в собственность занимаемого ею жилого помещения, поскольку право собственности муниципалитета на данную комнату не зарегистрировано, в связи с чем, невозможно будет зарегистрировать и переход права собственности на спорное жилое помещение к истцу.
Однако суд полагает, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Тольятти на комнату <адрес> г. Тольятти не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку возникновение ее права собственности на спорное имущество не может быть поставлено в зависимость от исполнения либо не исполнения бывшим собственником обязательств по регистрации своих прав.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что истец имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: гор. Тольятти, <адрес> и за ней должно быть признано право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации. В силу ст.ст. 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Полежаевой <данные изъяты> право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату <адрес> в г. Тольятти.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий: