о внеочередном предоставлении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Панкратовой Т.В.

при секретаре Колесниковой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Балкаевой Е.И. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилья.

В судебном заседании представитель истца Карбушева Т.И., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Помимо истца в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают еще 5 человек. Истец имеет дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая страдает заболеванием, указанным в Перечне <данные изъяты>, утвержденном Постановлением Правительства <данные изъяты> при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что дает право на дополнительную жилую площадь и является основанием для получения жилья во внеочередном порядке. С 16 февраля 2011 года истец с составом 2 человека принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Мэрия городского округа Тольятти отказала ей в предоставлении жилья во внеочередном порядке, указав, что жилые помещения в льготном порядке предоставляются в порядке очереди. Просит обязать ответчика предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи два человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.

Представитель ответчика мэрии городского округа Тольятти Бобровская Е.С., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ, семьям, имеющим детей инвалидов, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В связи с отсутствием свободных жилых помещений мэрия г.о. Тольятти не может предоставить жилые помещения из муниципального жилищного фонда г.о. Тольятти. Считает, что содержащееся в п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. В соответствии с действующим жилищным законодательством порядок учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Статьями 1, 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 01 января 2005 года в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Пунктом 5 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» от 24 октября 2006 года № 115-ГД на орган местного самоуправления возложена обязанность по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях граждан раздельно по каждой из категорий. Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД определен порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, в том числе и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно п. 3 ст. 3 данного Закона учет нуждающихся в жилых помещениях ведется отдельно по каждой категории граждан, в том числе и по семьям, имеющим детей-инвалидов. Таким образом, законом предусмотрено наличие очереди среди данной категории граждан. Учитывая изложенное, считает, что у истца отсутствуют основания требовать предоставления жилого помещения вне очереди. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, т.к. мэрия г.о. Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций. Кроме того, истец имеет в собственности жилое помещение, в связи с чем, вправе претендовать на получение жилья с учетом имеющейся у нее жилой площади. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Судом установлено, что истец имеет дочь <данные изъяты>, которая страдает хронической формой заболевания, которое входит в п. 3 перечня <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> что подтверждается справкой ВК.

Также судом установлено, что истец с составом семьи 2 человека с 16 февраля 2011 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и поставлена в очередь на внеочередное получение жилья, что подтверждается выпиской из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти и справкой мэрии г.о. Тольятти.

Представитель ответчика не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, и имеет ребенка инвалида, страдающего <данные изъяты> заболеванием, входящим в Перечень <данные изъяты>.

Доводы ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение из муниципального жилищного фонда г.о. Тольятти мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены.

Кроме того, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья во внеочередном порядке.

Доводы ответчика о том, что мэрия обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций суд не может принять во внимание.

В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций. Таким образом, мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу согласно очередности соответствующей категории, суд не может принять во внимание, поскольку они не имеют под собой правового обоснования.

Ссылка представителя ответчика на то, что реализация прав льготников данной категории осуществляется исключительно в соответствии с нормами Закона Самарской области, необоснованна, поскольку указанный закон не подменяет собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлен на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан.

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Таким образом, отказ мэрии в предоставлении жилого помещения со ссылкой на льготную очередь нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право истца на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.

Доводы представителя ответчика о том, что в случае предоставления истцу жилого помещения будут нарушены права других внеочередников, суд также не может принять во внимание, поскольку право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц, кроме того, лица, имеющие право на внеочередное получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Вместе с тем, суд считает обоснованными и принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что на сегодняшний день истец на праве общей долевой собственности имеет в собственности жилое помещение, в связи с чем, вправе претендовать на получение жилья с учетом имеющейся жилой площади.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения в г. Тольятти устанавливается в соответствии с Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и Постановлением мэра г. Тольятти « Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда …».

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти обеспечить истца жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности истца жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Балкаевой <данные изъяты> жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение десяти дней.

Председательствующий: