РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:
председательствующего Волковой М. В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Абсеметова Р.К. к мэрии г. о. Тольятти об обязании включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" с 21.12.2009 года,
УСТАНОВИЛ:
Абсеметов Р. К. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать мэрию г.о. Тольятти включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» с 21.12.2009.
В судебном заседании представитель истца – Бирюкова М.С., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был призван на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является <данные изъяты> от увечья, связанного с ликвидацией последствий аварии. Инвалидность установлена бессрочно.
В 2009 году истец обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его статус и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Распоряжением заместителя мэра г. о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/4 он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (то есть в соответствии с Жилищным Кодексом РФ в общую очередь).
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа
военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (а именно по ФЦП «Жилище»). Обеспечение жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" истец включен не был, поскольку встал на учет после 01.01.2005. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, устранившее зависимость права на получение жилья за счет средств федерального бюджета от даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, позволяет всем гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, при наличии оснований, предусмотренных ЖК РФ, получить статус нуждающегося в получении жилья, а вместе с ним и право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель мэрии г. о. Тольятти – Каштанова И.В., действующая по доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что истец распоряжением заместителя мэра г. о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи <данные изъяты> человек, как <данные изъяты>. Согласно п.п. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, право на участие в программе имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Пункт 2 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), признанный постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П несоответствующим Конституции РФ относится к Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», но не распространяется на отношения, возникающие при реализации органами государственной власти полномочий, касающихся реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет как до 01.01.2005, так и после этой даты, будут обеспечиваться жилищной площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ. В настоящее время ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. продлена. Истец будет обеспечен жильем или социальной выплатой на приобретение жилья в порядке очередности, по мере поступления из областного бюджета. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а, следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.
Из приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).
Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату; компенсации за вред здоровью и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам, в том числе в жилищно-коммунальной сфере, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. На основе названного Закона Правительством РФ были разработаны ФЦП по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства РФ от 24.05.1995 N 511), действовавшая до 2001 года, ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675), ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).
Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, а принятые на учет после 01.01.2005 обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 866 основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.
Следовательно, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохранилась лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, то они не получили статуса участников названной подпрограммы ФЦП "Жилище".
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П (по жалобам гражданин Мягчило П. У., Жестикова А. В., Литаврина Н. А., которым было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи с постановкой на учет после 01.01.2005) положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П, устранившее зависимость права на получение жилья за счет средств федерального бюджета от даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, позволяет всем гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, при наличии оснований, предусмотренных ЖК РФ, получить статус нуждающегося в получении жилья, а вместе с ним и право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Министерство регионального развития РФ 27.08.2010 разъяснило, что временной рубеж «01 января 2005 года» не может больше применяться в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы.
Действующее законодательство РФ для граждан, указанных в пунктах 1-3 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, предусматривает только один вид жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета – получение социальной выплаты на приобретение жилья посредством государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 и 2011 - 2015 годы. Правила выпуска и реализации сертификатов утверждаются отдельным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и не требуют внесения в них изменений, направленных на приведение их в соответствие с терминологией Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что истец будет обеспечен жильем или социальной выплатой в порядке очередности по мере поступления средств из областного бюджета несостоятельны, поскольку в соответствии с законом Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов, осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. Субсидии же предоставляются только тем гражданам, которые встали на учет до 01.01.2005. То есть, как инвалид истец не сможет претендовать на получение социальной выплаты.
Между тем, в соответствии с федеральном законодательством, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно ФЦП «Жилище» на 2011-2015г.г. финансирование указанной подпрограммы будет осуществляться только за счет средств федерального бюджета. Все инвалиды-чернобыльцы города Тольятти, относящиеся к той же категории, что и истец, вставшие на учет до 01.01.2005 года получили социальную выплату и реализовали свое право на обеспечение жильем в рамках указанной подпрограммы. Тем не менее, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.04.2011 № 582-р в 2011 году участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф будет выделено 476 сертификатов, из них на Самарскую область – 11, при этом количество сертификатов будет уточняться государственным заказчиком в пределах общего размера социальных выплат. Финансирование указанной подпрограммы ФЦП «Жилище» будет осуществляться в период 2011-2015 г.г.
Вывод представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 № 17-П применимо только к Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и не распространяется на отношения, возникающие при реализации органами государственной власти полномочий, касающихся реализации указанной подпрограммы, основан на неправильном толковании норм права. Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в части определения категорий лиц, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, основана в первую очередь на положениях пункта 2 части первой статьи 14, признанных неконституционными. Поскольку Конституционный Суд РФ указал на необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и признал отдельные положения закона неконституционными, это является основанием для отмены положений других нормативных актов, содержащих такие же положения.
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, суд считает доказанным истцом обстоятельства на которых основаны исковые требования. При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Абсеметова Р.К. удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти включить Абсеметова Р.К. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" с 21.12.2009 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года
Председательствующий М.В. Волкова
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2011 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:
председательствующего Волковой М. В.
при секретаре Хасановой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Абсеметова Р.К. к мэрии г. о. Тольятти об обязании включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" с 21.12.2009 года,
РЕШИЛ:
Иск Абсеметова Р.К. удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти включить Абсеметова Р.К. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" с 21.12.2009 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года
Председательствующий М.В. Волкова