о предоставлении вне очереди жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Волковой М.В.

при секретаре Хасановой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Колесникова А.Е. к Мэрии городского округа Тольятти,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Тольятти в интересах Колесникова А.Е. обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В судебном заседании пом. прокурора Арзумонян А.Г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что Колесников А.Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 имела статус матери-одиночки, позднее решением <данные изъяты> Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Колесникова А.Е.

Приказом Департамента образования мэрии г.о.Тольятти от 14.12.2005 года №51 Колесников А.Е. переведен в группу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № г.Тольятти. В период с 01.09.1999 года по 08.12.2005 года Колесников А.Е. обучался в МОУ коррекционная школа-интернат № г.Тольятти. В период с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года обучался в ГОУ СПО Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий.

Закрепленного жилья Колесников А.Е. не имеет. Постановлением мэра г.Тольятти №1482-1/П от 19.06.2007 года Колесников А.Е. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма. В силу закона ему как имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди, однако до настоящего времени Колесников А.Е. жильем не обеспечен. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Колесникову А.Е. жилое помещение в г. Тольятти, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Колесников А.Е. в судебном заседании исковое заявление поддержал, суду пояснил, что в силу ст. 57 ЖК РФ он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное выделение жилого помещения. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить ему жилое помещение в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты>, площадью не ниже установленных социальных норм.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Колесников А.Е. на основании постановления мэра г. Тольятти от 19.06.2007 года №1482-1/п принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма и числиться в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, имеющих право на внеочередное получение жилья, на 01.01.2011 года за № 48. Жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности, поскольку в противном случае, будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в данной очереди первыми. В силу норм закона мэрия г.о. Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Указанные функции Мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. В 2010 году выделенных г.Тольятти на эти цели субвенций недостаточно, чтобы обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, состоящих в очереди, социальными выплатами на приобретение жилья. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ:

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленным настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Колесников А.Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1, имевшая статус матери-одиночки, лишена родительских прав в отношении Колесникова А.Е., что подтверждается свидетельством о рождении Колесникова А.Е., решением <данные изъяты> Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, и по существу не оспаривается сторонами.

Указанные объяснения подтверждаются:

O Свидетельством о рождении Колесникова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

O Заявлением Колесникова А.Е. о принятии на учет для предоставления жилого помещения от 30.05.2007 года;

O Паспортными данными Колесникова А.Е.;

O Выпиской из постановления мэра г.Тольятти от 19.06.2007 года № 1482-1/П, из которой следует, что Колесников А.Е. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (сирота) составом семьи <данные изъяты>;

O Справкой МП «Инвентаризатор» г. Тольятти, из которой следует, что Колесников А.Е. право приватизации в г. Тольятти не использовал;

O Сообщением Управления ФРС по Самарской области, из которого следует, что Колесников А.Е. в числе собственников в г. Тольятти не значится.

Представителем мэрии в судебном заседании не оспаривается тот факт, что Колесников А.Е. состоит в очереди на внеочередное получение жилой площади как нуждающийся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, как сирота.

То есть Колесников А.Е. признан нуждающимся в жилом помещении и за ним признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, данное право истца представителем ответчика не оспаривается.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что Колесников А.Е. в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во вне очередном порядке, является ребенком-сиротой, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на вне очередное получение жилья.

Представителем Мэрии г.о. Тольятти также не оспаривается тот факт, что обязанность по предоставлению Колесникову А.Е. лежит на Мэрии г.о. Тольятти в силу п. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», однако предоставление жилья осуществляется в пределах и за счет средств областного бюджета, выделяемых в виде субвенции, которых недостаточно.

Указанные доводы представителя ответчика суд считает несостоятельными, поскольку в силу ст. 57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставлять жилье данной категории граждан вне очереди возложена на органы местного самоуправления, то есть Мэрию г.о. Тольятти, при этом в законе не указано, что жилье должно быть предоставлено только при наличии средств. Обеспечение Колесникова А.Е. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, поскольку ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является нормой прямого действия на все территории РФ, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Колесникова А.Е. жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.

Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в порядке очередности по спискам исходя из даты обращения о постановке на учет, суд считает несостоятельными, поскольку законом предусмотрено предоставление жилого помещения лицам, относящимся в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке.

Постановлением мэра г. Тольятти от 19.06.2007 года № 1482-1/П Колесников А.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи <данные изъяты>, в связи с чем Колесникову А.Е. должно быть предоставлено жилое помещение на состав семьи <данные изъяты>.

Колесников А.Е. в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истца жильем.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти обеспечить Колесникова А.Е. жилой площадью в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

Руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Колесникову А.Е. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи <данные изъяты> по установленной норме, действующей на момент предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г.Тольятти.

Председательствующий М.В. Волкова